А.Н. Бабурин, протоиерей. Пагубные корни алкоголизма и наркомании. // Журнал «Московские епархиальные ведомости», N 1-2. 2002
В наши дни часто задаешься вопросом, отчего в последнее время получили широкое распространение наркомания, алкоголизм, СПИД, возросла тяга к магии и оккультизму, повысилась преступность. Размышляя над этой проблемой, непроизвольно ищешь параллели, имевшие уже место в человеческой истории. Попробуем разобраться в истоках и сущности данного явления, для чего обратимся к такому явлению, как поклонение Дионису.
Дионисийский культ — греческого происхождения. Он представлял собой поклонение плодоносящим силам земли, сопровождавшееся мистериальными неистовствами, чрезмерным винопитием и развратом, призванными высвободить в человеке “дикое начало”.
В наше время поклонение богу вина Дионису, Вакху или Бахусу можно соотнести с такими получившими ныне распространение языческими культами, как тантризм, даосизм, шаманизм и “вуду”. Последний являет собой причудливое переплетение анимизма и африканской магии, прикрываемое внешним соблюдением римо-католической обрядности. Последователи всех вышеперечисленных верований при помощи оккультных манипуляций стремятся к достижению личного могущества и вседозволенности. При этом они все яростнее выступают против христианства.
Обострение этого противостояния напоминает то, что происходило в Палестине во II веке до Р.Х., когда сирийский царь Антиох IV Епифан попытался принудить иудеев отступить от истинной веры, воздав почести языческим богам, в том числе и Дионису. В результате началось восстание под руководством священника Маттафии и его сына Иуды Маккавея, завершившееся свержением власти язычников и установлением Хасмонейской династии.
Мы знаем, что с культом Диониса и сопутствовавшими ему пьянством и развратом продолжали бороться и христиане. Вспомним священномученика Мокия, который в конце III века убеждал язычников, собиравшихся на оргии в честь Бахуса, оставить беззаконные и скверные обычаи, покаяться, обратиться ко Господу Иисусу Христу и очиститься во святом Крещении. Будучи приведенным на суд, он не переставал обличать нечестие идолопоклонников, за что и был обезглавлен примерно в 295 г.
В XVIII в. святитель Тихон (+1783), епископ Воронежский, был бесстрашным обличителем всех тех, кто на ежегодных торжествах в честь Ярилы, которого некоторые почитали богом водки, сумасбродствовал и пьянствовал.
“Искореняя этот языческий праздник, святитель Тихон, по словам некоторых жизнеописателей, показал такую пламенную пастырскую ревность, что уподобился в этом святителям Иоанну Златоусту и Амвросию Медиоланскому. Народное гулянье обыкновенно начиналось в среду или пятницу после дня Троицы и продолжалось почти неделю… Все это неизменно переходило в сплошное пьянство, ссоры, драки, кулачные бои, доходившие до смерто-убийства.
Святитель не мог вынести подобного бесчиния, унижающего достоинство человека. К тому же, как истинный пастырь, он знал, что за подобные беззакония также должен отвечать пред Богом. В самый разгар народного гулянья 30 мая 1765 г. он вдруг неожиданно, к изумлению народа, приехал на площадь. Его взор был поражен открывшейся картиной. Вот как он сам об этом говорит: “Увидел я, что множество мужей и жен, старых и младых и малых детей из всего города на то место собралося; между сим множеством народа я иных увидел почти бесчувственно пьяных; между иными ссоры, между иными драки увидел, иных окровавленных усмотрел; приметил и плясания жен пьяных с скверными песнями; а посреде всего сего беззаконного безумных людей торжества стоит кабак в палатке, от которого беспрестанно выносят вино и друг друга потчуют и упиваются”.
Исполненный негодования, святитель въехал в середину бесчинствующих и произнес сильную обличительную речь к народу, которая возбудила стыд и раскаяние. Одушевленный пастырской ревностью, епископ обличал, умолял, советовал и, наконец, с угрозой отлучения от Церкви, повелел прекратить это позорное игрище. Уже неожиданное появление Архипастыря мгновенно отрезвило толпу… Многие расходились в смущении, стыде и раскаянии. Святительское слово, сказанное со скорбью и жалостью к заблудшим, имело такое влияние, что люди в его присутствии разорили все шалаши и балаганы, приготовленные для праздника.
На другой день святитель созвал к себе в загородный Троицкий дом всех городских священников и почетных граждан и снова стал призывать к исправлению, доказывая им безобразие и бесчиние этого гульбища. Он умолял прекратить его навсегда и взял с них обещание в этом… В следующее после происшедших событий воскресенье он призвал жителей в кафедральный собор и обратился к ним с увещеванием. С убедительностью доказав, что праздник этот есть идолопоклоннический, бесовский и неприличный, он с истинно отеческой скорбью умолял их отказаться от него. “В горести и болезни сердца моего обращаю слово мое ко всем живущим в граде сем и с плачем молю: истребите зло сие от среды вас. Священники! Пастыри словесных овец Христовых! Стражи дому Господня! Ангелы, возвещающие волю Отца Небесного! По своей должности настойте, умолите, запретите, пощадите души, порученные вам от Пастыреначальника Иисуса Христа, Кровью Его искупленных, за которые вы в день судный страшному Судии имеете отдать ответ. Отвращайте вы их от сего нечестия десными и шуими… Честные отцы и матери! Удерживайте от того детей своих всяким образом, но паче воспитывайте их в страхе Божием и во всяком наказании, да не и за них истязаны будете в день судный… Всех вообще молю; все постарайтесь единодушно впредь этого нечестивого сонмища и прочих подобных нехристианских игрищ не допускать”.
Слово святителя произвело сильное впечатление на слушателей. В церкви все собрание рыдало, и частые стоны иногда заглушали слова пастыря. Раскаяние было всеобщим, все искренно решились оставить бесчинный праздник. Святитель Тихон распорядился, чтобы это слово было прочитано по всем приходским церквам, и поэтому чувство покаяния распространилось повсеместно. Многие из простых людей, ранее увлеченных этим обычаем и не дававших отчета в своих действиях, приходили к своему архипастырю в загородный дом, где он жил летом, просили у него прощения за свои прежние грехи и в том, что причинили ему такую скорбь. Святитель Тихон смиренно благодарил Бога за дарованный успех, кротко принимал и прощал раскаявшихся и, пользуясь случаем, просил прекратить и другие бесчинные увеселения и недостойные христиан обычаи.
В заключение всех этих событий святитель распорядился переписать всех бывших на этом празднике и взять с них подписку впредь не принимать участие в таком беззаконии, угрожая архиерейским запрещением и отлучением. Всеми этими мерами народное гулянье, существовавшее в Воронеже с древних времен, было уничтожено навсегда ”.
В середине XIX в. в России стали появляться первые общества трезвости, а с 1889 г. после появления указа Святейшего Синода, в котором духовенство призывалось к борьбе с народным пьянством, они организовывались уже повсеместно. Представители духовенства приняли участие в Первом Всероссийском съезде по борьбе с алкоголизмом (Санкт-Петербург, декабрь 1909-1910 гг.). В июне 1912 г. в городе Москве по инициативе Александро-Невского общества трезвости и Московского епархиального общества борьбы с народным пьянством был устроен, с благословения Святейшего Синода, Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом на религиозно-нравственной основе. Почетным покровителем этого съезда был священномученик Владимир (Богоявленский; +1918), митрополит Московский и Коломенский, а впоследствии Киевский и Галицкий, а председателем – священномученик Арсений (Стадницкий; +1936), архиепископ Новгородский, впоследствии митрополит Ташкентский. На съезде было заявлено, что в стране насчитывалось уже около 2000 обществ трезвости, включая приходские, в которых состояли свыше полумиллиона человек, вставших на путь трезвой благочестивой жизни.
Широкий размах церковного трезвеннического движения позволил правительству в июле 1914 г. (в связи с началом войны) принять меры к прекращению продажи крепких напитков и ликвидации казенных питейных заведений. Эти меры, получившие мощную церковную поддержку, вывели трезвенническую работу в России на новую – высшую ступень. По известным причинам социальное служение Русской Православной Церкви было запрещено богоборческой властью на долгие годы.
Сегодня мы говорим о комплексе проблем, обусловленных массовым потреблением алкоголя и наркотиков, как о факторе национальной безопасности России. Почему? Что происходит? С чем это связано? Думается, все с тем же духом Диониса.
Многие связывают наркоманию с бездуховностью. На самом же деле здесь мы имеем дело с особым типом псевдодуховности. Именно самость, эгоизм, стремление быть, “как боги, знающие добро и зло”, приводит человека к богоотступничеству, богоборчеству и смерти.
Если мы хотим отвратить нависшую над нами угрозу уничтожения, выход один – придти в себя, вернуться в Отчий Дом и по-настоящему воцерковиться.