• DanishEnglishItalianNorwegianRussianSerbian

Славянские истоки социально-экологического подхода во врачевании алкоголизма и других видов пристрастий

Протоиерей Алексий Бабурин

Протоиерей Алексий Бабурин

Доклад на научно-практической конференции «Славянский мир: общность и многообразие». Тверь. 23 апреля 2008 года.

Во второй половине IX века святые равноапостольные Мефодий и Кирилл, родные нам по крови славяне, «вся языки Словенския утвердили в православии и единомыслии». За истекшие годы мы опытным путем познали, что значат правая вера и истинное знание.

Научные парадигмы также должны формулироваться точно, четко и ясно, а их истинность и пользу следует проверять применимостью и действенностью на практике.

В моем докладе речь пойдет о целесообразности использования социально-экологической концепции алкоголизма и других видов пристрастий для оказания помощи людям, пристрастившимся к алкоголю и другим психоактивным веществам в условиях прихода.

Дело в том, что с 1795 г., после публикации американским врачом Бенджамином Рашем (1745−1813) научного труда, посвященного действию спиртов, «вызывающих пристрастие тела и сознания», в котором он назвал чрезмерное употребление ректифицированной спиртосодержащей жидкости болезнью, в Америке получил становление медико-биологический подход во взглядах на проблему алкоголизма[1]. Стронники точки зрения на пристрастие к алкоголю как на болезнь в классическом ее понимании опирались также на позицию шотландского врача Томаса Троттера (1760−1832), характеризовавшего злоупотребление алкоголем как медицинскую проблему. Они еще больше утвердились в своей правоте после выхода в свет в 1849 году работы шведского врача Магнуса Хусса (1807−1890) «Хронический алкоголизм».

В 1935 г. биржевой маклер Билл Вю (Вильям Гриффит Вилсон, 1895−1971 гг.) и врач-хирург Боб (Роберт Хальбрук Смит, 1879−1950 гг.)[2], сами страдавшие алкоголизмом, организовали сообщество «Анонимные алкоголики». Оно взяло на вооружение представление об алкоголизме как хронической неизлечимой болезни и сыграло решающую роль в широком распространении этой идеи среди населения. Пропаганда удалась благодаря участию в ней влиятельных членов сообщества и мощным финансовым вливаниям богатого филантропа Р. Бринкли Смитерса (1907 — 1994). Достаточно сказать, что им было пожертвовано только на антиалкогольную программу более 40 млн долл. США. После оказания материальной поддержки Национальному совету по алкоголизму в размере 8,7 млн долл. США Смитерс в 1954 году становится одним из его директоров и остается им вплоть до своей смерти в 1994 году. С 1958 г. по 1965 г. он является председателем Национального совета по алкоголизму[3]. Р. Бринкли Смитерсу удается пролоббировать среди медицинских чиновников концепцию алкоголизма как болезни с тем, чтобы обеспечить выплаты клиентам лечебных центров по карточкам медицинского страхования.

В 1951 году ВОЗ признает алкоголизм медицинской проблемой. В 1956 году Американская медицинская ассоциация официально объявляет алкоголизм болезнью, поддающейся лечению. С 1965 года Американская психиатрическая ассоциация начинает употреблять термин «болезнь» в описании алкоголизма[4]. В дальнейшем Смитерс способствует созданию Национального института по вопросам алкоголизма и злоупотреблению алкоголем, Общества по исследованию алкоголизма, а также Американского общества наркологической медицины. Сами американцы говорят, что благодаря объединенным усилиям Р. Бринкли Смитерса, исполнительного директора Национального образовательного комитета по алкоголизму госпожи Марти Манн (1905−1980) и «заказным» работам физиолога Элвина Мортона Джеллинека (1890−1963), алкоголизм был признан болезнью в общенациональном масштабе[5]. Выражение «концепция алкоголизма как болезни» впервые употребил в 1960 году Э.М.Джеллинек в одном из своих исследований[6]. Надо сказать, что в 50-е годы прошлого века он работал в качестве консультанта в подкомитете по вопросам алкоголизма Комитета по охране психического здоровья ВОЗ в Женеве и добился там признания своей концепции.

Однако такой методологический подход не оправдал себя. Об этом мы можем судить, исходя из анализа результатов терапии алкоголизма: за полтора столетия эффективность его лечения продолжала оставаться крайне низкой.

Слава Богу, что существует на свете славянский менталитет, для которого истина дороже денег.

Всемирно известный психиатр, профессор кафедры неврологии, психиатрии и клинической психологии медицинского факультета Загребского университета, директор университетской психо-неврологической и наркологической клиники больницы «Сестры милосердия» в Загребе, президент Всемирной социально-психиатрической ассоциации Владимир Худолин (2.05.1922−26.12.1996) c середины 60-х годов прошлого века начал развивать социально-экологическую теорию алкоголизма, согласно которой проблемы, связанные с потреблением алкоголя и наркотиков, правильнее рассматривать как тип отклоняющегося поведения, стиль или образ жизни. Действительно: «Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу».

Понятно, — это была революция во взглядах на алкоголизм и на способы решения проблем, им обусловленных. В основу реабилитации и ресоциализации по Худолину, его терапии социальной средой легла идея взаимопомощи. Он создает в 1964 году в Загребе первый Клуб лечащихся алкоголиков и к 1979 году их на Балканах — уже более 2000. Результаты поразительны: среди членов Клубов около 60% имеют стойкую длительную ремиссию[7]. О методике В. Худолина в журнале «Вопросы наркологии» писали Б. Гачич[8], Т.П.Неборакова и Е.А.Кошкина[9], и наш авторский коллектив[10].

Правота учения о законе взаимопомощи, созданного Князем Петром Алексеевичем Кропоткиным (27.11.1842 — 8.02.1921) в противовес открытому Чарльзом Робертом Дарвиным (1809−1882) закону борьбы за существование[11], подтверждалась на практике.

Похоже, дает о себе знать славянский кругозор в мышлении? Владимир Худолин, по всей видимости, внимательно слушал лекции выдающегося невропатолога, дворянина Михаила Никитовича Лапинского (1862, Россия -1947, Хорватия), который организовал в 1921 году при Загребском университете медицинский факультет и открыл кафедру и клинику нервных и душевных болезней, возглавляя ее в течение 25 лет. Известно, что профессор М.Н.Лапинский продолжал поддерживать дружеские связи с Российскими невропатологами Г. Россолимо и В.Бехтеревым. На этой же кафедре с 1921 по 1927 год в должности доцента трудился известный психиатр и писатель Николай Васильевич Краинский (1 мая 1869, Киев — 19 июля 1951, Харьков). Здесь же на медицинском факультете выучился по протекции профессора Лапинского и родной брат писателя и врача М.А.Булгакова Николай (20 августа 1898, Киев — 13 июня 1966, Кламар), будущий доктор медицины в Париже.

Надо полагать, не без влияния члена группы экспертов ВОЗ по психическому здоровью, алкоголизму и другим видам зависимостей Владимира Худолина в 1979 г. термин «алкоголизм» был изъят из Международной классификации болезней и заменен термином «синдром алкогольной зависимости». С этого времени система оказания помощи людям, имеющим проблемы, связанные с потреблением алкоголя, перешагнула границы славянского мира и обосновалась на Апеннинском полуострове. На сегодняшний день в Италии более 2300 семейных клубов трезвости. Более того, они теперь возникают как грибы после дождя и в других странах. Насчитывают уже 34 государства, где на началах самоуправления, взаимопомощи, солидарности и бескорыстия успешно действуют клубы семейной терапии. В России первый семейный клуб трезвости появился 5 декабря 1992 года при Никольской церкви села Ромашкова Московской области. В этом нам содействовали итальянские коллеги. Сейчас при храме действуют два клуба, и мы надеемся, что постепенно идеи трезвого, здорового образа жизни и полученный нами опыт будут востребованы и в других местах.

Согласно экологическому, психо-социальному, антрополого-спиритуальному (социокультуральному) подходу Владимира Худолина, Семейный клуб трезвости является стержневым элементом территориальной системы контроля, профилактики и помощи в решении личных и семейных проблем, связанных с потреблением алкоголя, включая такие комплексные проблемы, как «алкоголь и другие психоактивные вещества», «алкоголизм и ассоциированные с ним аутодеструктивное поведение и психосоматические расстройства», «алкоголь и другие факторы риска различных заболеваний».

Состояние данной экосистемы находится в зависимости от многих факторов и, прежде всего, от положения дел в семьях. На систему в целом и функционирование семейных клубов трезвости влияют также результаты медицинских, психологических и социологических исследований, социальная обстановка и политика в отношении окружающей среды, существующее законодательство в области социальной гигиены и, наконец, социокультурные факторы. Территориальная экосистема под влиянием всех указанных факторов, постоянно приспосабливаясь к новым ситуациям, постепенно приводит к позитивному изменению образа жизни семей, повышению уровня психо-гигиенической культуры населения и к улучшению качества жизни общества в целом.

Такой подход как нельзя лучше соответствует православной церковной практике врачевания всякой страсти, в том числе пристрастия к хмельным напиткам. Сочетанное воздействие на личность страждущего и его ближних соборного литургического общения, церковных таинств, личной и общественной молитвы, пастырского душепопечения, деятельного участия в приходской жизни приводит к оздоровлению прихожан и их духовно-нравственному росту. Следует заметить, что семейный клуб трезвости не подменяет собой приходские церковные общины, так как не ставит перед собой религиозных и сотериологических целей, но вполне может быть действенным подспорьем в решении житейских проблем прихожан.

Закономерное стремление специалистов преодолеть рамки медико-биологической парадигмы, желание учесть существенную роль духовных, социальных и идивидуально-психологических аспектов в онтогенезе аддиктивного поведения вылилось в создание новых формулировок в Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем 10-го пересмотра (используется всеми врачами для кодирования медицинских диагнозов с 1999 года по настоящее время).

Вместо понятий «болезнь» и «симптом» в психиатрической диагностике стали использоваться категории «расстройство» и «критерий». Это очень важное достижение, потому что врачебное сообщество стало признавать проблематичность определения сущности болезни в наркологии, исходя из узко медицинской трактовки алкоголизма. Таким образом, мы постепенно начинаем понимать, что алкоголизм — собирательный термин для обозначения расстройств поведения и психики, возникающих вследствие систематического употребления алкоголя.

Однако, работа по интеграции социально-психологических и медико-биологических теорий алкоголизма еще далека от завершения. Но русские ученые не останавливаются. Через три недели на заседании диссертационного совета при ГУ НИИ психического здоровья Томского научного центра СО РАМН состоится защита Овчинниковым Анатолием Александровичем докторской диссертации на тему: «Диссоциативная модель формирования психических и поведенческих расстройств в результате употребления алкоголя»[12]. Это — новый прорыв к интегративной модели алкогольной зависимости, так как категория «диссоциация» имеет психологический и физиологический контексты. Здесь автор непосредственно подходит к рассмотрению феномена одержимости человека, злоупотребляющего спиртными напитками.

Святитель и врач Лука (Войно-Ясенецкий) в своей проповеди об исцелении гадаринского бесноватого 12 ноября 1944 года говорил так: «Что же, разве такие люди встречались только в древние времена? Нет ли бесноватых и в наше время? Есть, очень много их и сейчас. Ибо что такое бесноватый? Бесноватый — это человек, одержимый духами злобы поднебесными. Есть много людей, по делам и мыслям своим, по совершенному отсутствию веры в Бога и полному нечестию своему легко доступных этим духам злобы поднебесным. Сердца их служат жилищем бесов. Вы ведь знаете, что рядом с вами живут такие люди, которым ничего не стоит убить человека, даже маленького ребенка, которые всю жизнь свою проводят в грабежах, пьянстве, разврате. Они — жилища бесов, они — бесноватые»[13]. Иными словами, систематическая алкоголизация приводит к изменениям личности по типу двойной идентичности, наряду с нормативным наличным «Я» пояляется алкогольная идентичность. Из этого следует, что основной мишенью во врачевании алкоголизма и других видов пристрастий должен быть не синдром патологического влечения, а личность страждущего и его окружение. Соответственно, лечебно-реабилитационная и профилактическая помощь при алкоголизме и ассоциированных с ним проблемах должна строиться на основе системного или социально-экологического подхода.

В одной из редакций памятника древнерусской литературы 2-й пол. XV в., «Слове о хмельном питии»[14], обращенном от лица Кирилла, философа словенского, ко всем людям, «будь это светский или духовный, священник, царь, князь, богатый, нищий, убогий, будь это женщина — старая или молодая», чтобы не стать жертвой Хмеля рекомендуется: «Вина же для здоровья телесного принимать мало; первая чаша идёт во здравие, вторая для веселья, третья приводит к пьянству, а четвёртая к беснованию». И в другом месте: «Если пить только во славу Божию, то это не вредно, ибо, как пишет апостол Павел, «Ядите ли, пьёте ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию»[15]. И, наконец. «Братья, не упивайтесь вином! Огонь истребляет золото, серебро и твёрдое железо, вино же портит сердце человека!». Применительно к нашему времени, я бы хотел процитировать, как призыв, слова апостола Павла: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает»[16]. Святии равноапостольнии Кирилле и Мефодие, помогайте нам!

Протоиерей Алексий Бабурин , настоятель Никольской церкви села Ромашкова Одинцовского района Московской области, председатель Совета Душепопечительского центра преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы Феодоровны «Дом милосердия«

Примечания:

[1] http://www.baldwinresearch.com/alcoholism.cfm
[2] http://aanc.ru/modules/sections/index.php?op=viewarticle&artid=34
[3] http://www.peele.net/lib/smithers.html
[4] http://alcohol-drug-treatment.net/disease_concept.html
[5] http://www.soberforever.net/bookappen2.cfm
[6] Jellinek, E. M., The Disease Concept of Alcoholism, Hillhouse, (New Haven), 1960.
[7] http://www.aicat.net/la_ricaduta.htm
[8] Гачич Б. // Вопросы наркологии. — № 1. 1990, с. 22.
[9] Неборакова Т.П., Кошкина Е.А. // Вопросы наркологии. -№ 4. 1990, с.56−58.
[10] Бабурин А.Н., Ермошин А.Ф., Жохов В.Н., Карпова М.Н., Никулин А.В., Турбина Л.Г. // Вопросы наркологии. — № 2. 1994, с. 91−94.
[11] Кстати сказать, «Происхождение видов» Дарвина впервые перевел на русский язык и опубликовал в 1864 году великий русский педагог, борец за трезвость народную на церковно-школьной почве, профессор Московского университета Сергей Александрович Рачинский, учредивший в 1882 г. «согласие» трезвости в селе Татеве Смоленской губернии, теперь Тверской области.
[12] Овчинников А.А.//Диссоциативная модель формирования психических и поведенческих расстройств в результате употребления алкоголя (психиатрическая коморбидность, клинико-феноменологический, клинико-психологический, психокоррекционный и реабилитационный аспекты)/Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук. На правах рукописи. Томск, 2008.- C.1−51.
[13] Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). «Сила Моя в немощи совершается» (Духовные беседы). Москва, 1997, с. 166 -168.
[14] Послание о Хмеле. // Памятники литературы Древней Руси. XVII век. Книга вторая. — М.: «Художественная литература», 1989.-С.245.
[15] 1 Кор., гл. 10, ст. 31.

[16] Римл., гл. 14, ст. 12.

Приводится по материалам Русской народной линии от 05.07.2008

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *