• DanishEnglishItalianNorwegianRussianSerbian

В Музее Андрея Рублева — выставка уникальных икон

Православные отмечают день Владимирской иконы Божьей Матери — одной из самых почитаемых на Руси. Первый образ, написанный, по преданию, евангелистом Лукой, хранится в Третьяковской галерее, а коллекция Музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева недавно пополнилась Владимирской иконой, написанной в царских мастерских в середине XVII века. В дар музею, в числе других ста с лишним образов, ее передала вдова профессора Глеба Покровского. Общая стоимость подарка — 5 миллионов евро.

Вдова Глеба Александровича Покровского, Марфа Андреевна, когда приходит в музей, всегда вглядывается в иконы: в них ведь вся жизнь отражается. Жизнь, которую ей сложно описать словами. Счастье длиной в 52 года. Каждый день — вместе с мужем, в окружении такой красоты.

Она показывает первую икону, которую Глеб Александрович купил в 58-м — Богоматерь Одигитрия. Хотя, строго говоря, коллекция начиналась десятилетием раньше. «Когда он приехал с фронта в 1946 году, то соседка по дому — у них был дом разделен с соседями пополам — ему подарила икону Казанской Божьей Матери в знак возвращения», — рассказывает Марфа Покровская.

Священники по линии отца, лекари — по линии матери: для Покровского все было предопределено — и блистательная карьера врача, и одно на всю жизнь увлечение — коллекционированием икон. Он, конечно, был глубоко верующим человеком. Перед сложными операциями всегда молился. Был знаком с тремя патриархами — Алексием Первым, Пименом и Алексием Вторым. Алексия Второго однажды, еще до его восшествия на патриарший престол, спасал от гангрены. Патриарх потом подарил ему икону.

В судьбе Покровского вообще все было не случайно — и даже духовник Глеба Александровича когда-то, будучи студентом мединститута, проходил у доктора Покровского практику. О той встрече вспомнили, когда отец Алексий стал священником и настоятелем храма в селе Ромашково и среди прихожан увидел Глеба Александровича. «С этого момента он пожелал принимать участие в восстановлении храма. Часть своей Государственной премии отдал на написание икон в наш храм», — вспоминает протоиерей Алексий Бабурин.

Он не был профессиональным коллекционером, не формировал коллекцию. Просто принимал все, что приходило в его руки. Однако собрание Покровского получилось не просто цельным, но концептуальным. Иконы любил традиционного «живоподобного стиля». И очень ценил оклады, которыми в 60-е и 70-е пренебрегали даже реставраторы. «Здесь в окладе эмали разноцветные. И драгоценными камнями венец — изумрудами сапфирами, жемчугом. Это икона уровня царского заказа», — поясняет куратор выставки Наталья Комашко.

И такого уровня произведений в коллекции Покровского — более десятка. Один из самых ценных предметов — кузов-складень с иконой Богоматери Владимирской — принадлежал семье Бориса Годунова. «Сейчас складень под патиной. Вот эта темная пленка скрывает позолоту, которая покрывает серебро. Но со временем мы раскроем», — обещает Комашко.

Реставрация, если и требуется, то всего нескольким иконам из коллекции: Покровский трепетно относился к сохранности шедевров. Марфа Андреевна вспоминает: денег у мужа не было никогда, зато в портфеле всегда — икона из реставрации. А на вопрос, почему она решила собрание подарить Музею имени Андрея Рублева, отвечает: наверное, так хотел Глеб Александрович, хотя и не успел сказать. Он музей этот любил, часто сюда приходил. И главное — мечтал, чтобы коллекция была неделимой. Кстати, по самым скромным оценкам музейщиков, стоимость собрания — 5 миллионов евро.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *