• DanishEnglishItalianNorwegianRussianSerbian

Беседа в общине трезвости «Преображение Господне»

С 2011 года в театре Русской Драмы Камерная Сцена проводятся регулярные встречи-беседы протоиерея Алексия Бабурина с участниками приходских семейных клубов трезвости.

Стенограмма беседы в общине трезвости, состоявшейся 20 августа 2012 года, которая была посвящена теме «Преображение Госопдне».


Отец Алексий: Праздник, который мы с Божией помощью готовимся встретить — Преображения Господня, чрезвычайно радостный, потому что это праздник Нетварного Света. Об этом Свете много рассуждал святитель Григорий Палама. С него началась новая эпоха восприятия христианства не как религии, в которой акцент делается на тягостные моменты жизни, как говорит псалмопевец о наших годах жизни – «60, или 70, и многие из них есть труд и болезнь». А тогда вся наша жизнь представляется суета сует, и радости в ней никакой нет. Но апостол Павел прямо говорит: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь». В этот праздник особо ощущается радость благодатного общения с Богом, Господь засвидетельствовал перед своими учениками и ветхозаветными пророками Илией и Моисеем свою божественную сущность как Сын Божий. Апостолы знали Его как Сына человеческого. Но несмотря на то, что апостол Петр на вопрос Христа: «За кого вы меня принимаете?», — ответил: «Ты еси Христос, сын Бога живаго!», — тем не менее, воочию в этом он убедился только на фаворской горе. Спаситель взял с собой на гору помолиться Петра, Иоанна и Иакова. Достаточно было троих учеников, и когда они молились, Господь преобразился, то есть Он явил им свое Отчее сияние. То есть сияние Отца небесного. Лицо его изменилось и одежды стали белыми как снег. Ученики вошли в состояние изумления, потому что описать увиденное ими другими словами сложно, да и это слово не совсем подходит для этого.

Каждый год в этот день по старому стилю на Фаворе во время великого славословия сходит облако. Также было и тогда, когда мы приезжали на Преображение Господне и молились на Фаворе — было абсолютно ясное небо и на великое славословие снизошло облако. В тот раз, в день самого Преображения Господня, сам Богоотец прямо указал, что «сие есть Сын мой возлюбленный, Того послушайте, о Нем же благоволю». У евангелистов Марка и Матвея есть небольшие вариации в повествовании об этих событиях.

Конечно, важно отметить то, что само по себе это событие произошло в феврале. Но церковь вспоминает его именно сейчас, потому что в дни Великого поста такое праздненство как бы нарушает постную чреду. Хотя отмечаются такие праздники, как Благовещение, Вход Господень в Иерусалим, но у этих событий евангельской истории имеется непосредственная связь.

Святые отцы установили праздновать Преображение Господне за 40 дней до Воздвижения Креста Господня. Ведь Моисей с Илией вели речь о предстоящих крестных страданиях Спасителя. Это не укладывалась в голове ни у кого. И апостолы, хотя и знали о них — Господь сказал об этом, но они не могли принять этого до конца, ощутить меру во всей полноте.

Господь, чтобы показать, что Он идет добровольно на страдания, возводит их на гору Фавор и преображается перед ними  при свидетелях. Это было очень важно, чтобы укрепить веру апостолов. Для них пророки Илия и Моисей были безусловными авторитетами. После произошедшего сомнений никаких уже не оставалось. Хотя, когда арестовали Христа, они и разбежались, тогда страх поборол веру апостолов. Но вера их была тогда еще не настолько крепкой, потому что мы знаем, что когда пришел некто ко Христу и просил исцелить отрока его, то говорил, что обращался за помощью к ученикам Его, но они не смогли сделать это. И тогда ученики спросили: «Почему это нам не удалось сделать?» Он говорит: «По неверию вашему». Вера апостолов оценивалась Христом как неверие. Затем Он добавил, что «сей род изгоняется только молитвой и постом». Это важно для всех нас на все времена. Мы часто думаем, что какие-то методики и всевозможные техники, манипуляции сознанием способны изменить личность.

Состояние, которое испытывали апостолы — особое. В Евангелии повествуется, что Петр говорит, обращаясь ко Христу Спасителю: «Давай сделаем три палатки — одну Тебе, одну Илие, одну Моисею». Безусловно, они хотели продлить это состояние, потому что было необыкновенно хорошо. Затем апостолы услышали Глас и пали ниц. Этот Глас говорил о том, что «Христос есть Сын возлюбленный, о Нем же благоволю, его послушайте».

Они пали, и это было естественно, потому что боязнь увидеть Бога была несовместима с жизнью. Апостолы пребывали в трепете. Когда Илия и Моисей удалились, то Он их поднял, сказал, чтобы они не боялись, но также сказал, чтобы до Воскресения никому не рассказывали об увиденном.

Немного хотелось бы сказать и по поводу поста и молитвы. Сейчас мы проходим такое время, когда усиливаем это служение. Зачастую многие из нас удивляются, почему что-то не удается,  мы не добиваемся результатов в борьбе со страстями. Бывает и такое, что ко мне как к духовнику подходят и просят молитвенного подвига. Тогда я спрашиваю, а вы читаете обычное молитвенное правило? И человек отходит. А ведь получается так, что когда молитвы нет, то поста никакого тоже нет. Третьи и в пище могут воздерживаться, но празднословят и страдают другими видами невоздержания. Если бы мы действительно внимали слову Божию и исполняли его как требуется, думается, многие проблемы отпали бы сами по себе.

Часто от молитвы и поста нас уводят различные соблазны. Так мы думаем, что можно почитать какого-то отца, а  можно и  к старцу съездить «за тридевять земель». Ну может быть и съездишь, а ведь правила не читаешь. Есть места, которые особо располагают к молитве. Так, например, церкви ставят на возвышенных местах. Из Евангелия мы знаем, что Господь  молился под смоковницей. В состоянии молитвы человек становится особо приближенным к Богу. Это как некое увеличительное стекло. Человек становится на молитву и мгновенно оказывается перед очами Божиими. Если бы навык к молитве был выработан по-настоящему, многие проблемы были бы решены.

Для нас также очень актуально апостольское послание, которое читалось  в день предпраздненства Преображения. В нем говорится, как ко Христу Спасителю подошли фарисеи, и поскольку они искали повод скомпрометировать Его, то задают вопрос, позволительно ли разводиться со своей женой. Вопрос был щепетильным и коварным. Было две школы, одна из которых считала, что разводиться непозволительно ни при каких условиях, другая очень широко трактовала мотивы к разводу. Поэтому-то фарисеи и задают вопрос, чтобы посмотреть, чью сторону Он займет. А Господь прямо говорит, что кроме вины любодеяния развод недопустим, ссылаясь на то, что муж и жена плоть едина. Это божественное установление. Тогда ему отвечают, что Моисей заповедовал нам давать разводную жене и разводиться. А Христос говорит в ответ, что Моисей позволил это «по жестокосердию вашему». Жестокое сердце не способно по-настоящему сопереживать, сострадать, любить. В 1917 году собрался поместный собор, одним из вопросов на котором стоял вопрос о разводе. Тогда к вине прелюбодеяния добавили несколько причин, в частности пьянство, долгое отсутствие супруги без вести.

Я так рассуждаю, что второй брак, иногда даже третий, не более того, церковью позволяется по жестокосердию нашему, по страстности нашей. Это позволение, а не заповедь. Заповедь одна, и планка, заданная ею, очень высокая. Но ведь  других вариантов не могло и быть. Интересно, что ученики затем спрашивают Спасителя отдельно, а зачем тогда жениться, если к этому такие высокие требования, и возможно развестись только в случае прелюбодеяния.

Но по жизни можно наблюдать, что вины прелюбодеяния вроде бы и нет, но характер у супруги, или супруга несносный, человек может пьянствовать. Ведь это говорится про наши проблемы, которые мы постоянно с вами обсуждаем. Иероним, известный святой западной церкви (правда тогда она была еще общей и не разделена), говорит, что никакая причина, в том числе и пьянство, сварливость супруги, не являются основанием для развода. Поэтому собор в 1917 году по жестокосердию своему внес такие аргументы в свои решения. На самом деле важно понимать, что когда речь идет о настоящем браке, то в нем участвуют не просто случайно соединившиеся в браке люди, а это одно тело. Это единораздельная цельность. По крайней мере, так говорят, когда речь идет о благословленном браке. В не такие еще далекие времена достаточно было, чтобы священник просто пришел на брак, и делалось это прилюдно, присутствие священника давало браку статус законности не только с земной, но и с небесной, горней высоты обзора. В связи с этим, если в наше время и существуют послабления в семейных отношениях, то совершенно не потому, что это норма или закон, а исключительно по нашему несовершенству.

Вообще, надо стараться в браке стремиться к тому, чтобы все отрицательные черты друг друга сглаживать, чтобы прикладывать совместные усилия по духовно-нравственному совершенствованию. Потому что это уже единая цельность, а значит, необходимо проявлять заботу друг о друге и помогать друг другу. Сказано, что жена – помощница. Она не только рожает детей и их воспитывает, а является помощницей в деле спасения, и наоборот тоже. Сейчас это очень актуально, так как нам пытаются навязать другую семейную норму, но это от лукавого. Подобный подход нивелирует все отношения между мужчиной и женщиной, низводит брак до степени партнерских отношений. Такая постановка вопроса  приводит к распаду семьи как ячейки общества.

Таковы мои мысли в связи с праздниками и евангельскими чтениями, которые мы слышали в прошедшие два дня.

Георгий Витальевич: У нас на клубе появился вопрос:  а что значит «стремиться только в Царство Божие, а все остальное приложится». Я не смог обсудить этот вопрос согласно уставу и пригласил придти людей на встречу.

Отец Алексий: Закон нас не спасает, спасает благодать Божия. Благодать выше закона. Если он написан, то уже  после этого грех становится очевидным. За него уже несешь ответственность. Хотя исполнил закон в полной мере только один человек, он же и Бог и Спаситель. Человек не в состоянии исполнить закон. Стремление еврейского народа к тому, чтобы все расписать, разложить по полочкам (так называемое талмудическое направление), не привело к тому, что общество стало совершенным. И только Спаситель, придя и исполнив этот закон, пострадав на кресте за нас, сделал нас по-настоящему свободными. Но это не означает, что закон отменен — он продолжает действовать. То, что вы задаетесь вопросами о том, как стать совершенными, что значит войти в Царствие Небесное, вообще, что есть Царство Небесное — это хорошо, потому что это чрезвычайно важные вопросы. Спасителя спрашивают: «Что нужно сделать, чтобы войти в Царствие Небесное?» Господь говорит: «Раздай свое имение нищим и следуй за мной». Как же отреагировал тот, кто Его вопрошал? Опечалился, потому что был избалован богатством, комфортом, удобствами, а здесь надо ничего себе не оставить. Ведь Господь говорит, что «не имеет где главу приклонить». Часто бывает так, даже не будучи богатыми, мы также склонны к комфорту.

Вот что необходимо, чтобы наследовать Царство Небесное. Царство Небесное уже внутри нас, и здесь оно начинается. Это не означает, что Царствие Небесное — это некое загробное царствие. Нет, оно уже в нашей жизни присутствует, только мы в этом Царствие по преимуществу не бываем. Иногда, когда Господь дарует нам такую благодать, мы сердечно раскаиваемся, приходим на божественную Литургию и вдруг ощущаем, что мы оказались в ином Царствие – Небесном. Тот же, кто не заботится о своем духовном совершенствовании, оказывается вне этого Царствования. Очень многие из нас не могут ощутить его, а поэтому даже и сказать о нем затрудняются. Но ведь его надо по-настоящему прочувствовать.

Бывает и так, что люди святой жизни пытаются приоткрыть свой опыт переживания. Так, можно вспомнить, как Илия сокрушался, что он столько старался вразумить народ, а тот его не слушал. Он был в полном отчаянии. А Господь же ему говорит, что «есть семь тысяч тех кто слушает». Обратите внимание — это не весь народ. Тоже получается и в наше время – казалось бы, много где звучит Слово Божие, храмы открыты, дома можно свободно прочитать Святое Писание. Люди осведомлены, но исполнять Слово Божие не желают. Так значит, они это Слово в действительности и не слышат. А что такое исполнение Слова Божия — это признак настоящей любви к Богу. Ведь со страниц Евангелия с нами говорит сам Бог, а не Аристотель или Сократ, сам Христос, сын Божий, сам Богочеловек.

Но оказывается, что вера наша настолько слаба, что мы больше готовы слушать какие-то басни, больше доверяем астрологическим прогнозам, нежели Священному Писанию. А тогда получается, что мы живем в каком-то противоречивом состоянии: стараемся, может быть даже и в храм ходим, но по сути пытаемся служить двум господам. И нам пришло время определяться.

Я уже рассказывал о психологическом феномене, так называемом когнитивном диссонансе Фестингера.

Георгий Витальевич: В 90-х годах прошлого века, когда стали много говорить о плюрализме, тогда стало модным выражение о том, что плюрализм в одной голове —  это шизофрения.

Отец Алексий: Георгий Витальевич «снял сливки», выдал в каком-то смысле суть. А по существу, диссонанс — это состояние, когда человек не может сделать правильный выбор. Человек, пребывающий в диссонансе, колеблется  — курить или нет, пить или нет. И получается такой не консонанс, когда все мысли устремлены вместе, а диссонанс. Надо сказать, что такое состояние долго продолжаться не может, оно приводит либо к состоянию серьезного невроза, а может закончиться и психосоматическим расстройством. Такой человек, мучимый головной болью, может бесконечно ходить по киникам, делать множество исследований, и врачи будут назначать новые анализы в лабораториях, но все показатели будут в норме. А на самом деле у человека есть духовная проблема, связанная с психологической сферой – он не может принять правильное решение. Почему невозможно служить двум господам, потому что будет двойственное состояние, или как принято говорить у специалистов амбивалентное, или невроз. Это действительно страшное состояние, сопровождающееся постоянной тревогой.

И это беда нашего общества в целом. Не только российского, подобная проблема  касается всего общества в целом. Как часто мне приходится вспоминать отца Валерия Ларичева. Являясь высококлассным специалистом в области психиатрии, он сформулировал  замечательную концепцию. Так, он нарисовал три сферы — нижняя сфера располагается как бы ниже нуля. Это будет так называемое поле tanata existencia, то есть состояние мертвого человека. Следующее поле – nosa existencia, это поле, которое уже располагается выше нуля. В таком состоянии находится большинство людей. Оно характеризуется тем, что находится выше поля смерти, но является состоянием болезни. То, что еще выше нуля – charisma existencia. Это состояние благодати, или высшее состояние. В таком поле пребывают святые. Согласно концепции отца Валерия, родившись в высших многие из людей могут упасть до нижних состояний, но потом снова войти в высшее состояние. Некоторые же всю жизнь проводят в болезненном поле.

И важно просить всю жизнь помощи Божией, чтобы в нашем сознании не было раздвоенности, чтобы мы точно знали, какому Богу мы служим.

Здесь можно привести и другие модели, которые выстраивает для себя каждый человек. Это то, что называется моделью жизни. Но одним из мощнейших блоков в этом здании является  вера. Если этому блоку не уделено вообще никакого внимания – то это для человека является личностной трагедией, такая личность является неустойчивой и бывает постоянно подвержена расстройствам. Такая личность в духовном отношении больна. Совершенствованию нашей веры необходимо уделять достаточное количество времени. Мы видим, что даже апостолам Господь говорит, что их вера мала, граничит с неверием.

По словам Алексея Федоровича Лосева — доверие выше веры. Когда ты несмотря ни на что, ни на какие катаклизмы доверяешь Богу – это признак глубокой настоящей веры. Ты уже не допускаешь никаких сомнений, потому что доверие уже немыслимо ни с каким сомнением. Во время интеллектуальной игры еще можно предполагать одно, либо другое. Здесь могут быть и сомнения, и какие-то предположения, но, как правило, сердце остается не затронутым. Настоящая же вера – сердечная, и тогда сердце горит Богу. Такая вера спасительная.

Интересно, что апостол Павел, рассуждая, говорит, что «не всякое семя Авраама есть обетованное семя». Хотел бы обратить внимание на это потрясающий момент. В Послании к римлянам он говорит: «Я готов бы был быть отлученным от Христа ради моих единокровных братьев». Это потрясающая любовь к собратьям. При этом он говорит: «Я не лгу, это сердце говорит». Потом Павел утверждает, что «не всякое семя Авраама является обетованным». Стало быть, тот остаток, та часть, которая доверилась Богу – она является настоящим семенем. А таковые люди есть и среди иудеев, и среди язычников, так как во Христе нет ни иудея, ни эллина.

Таким образом, о спасении можно говорить только в том случае, когда человек целиком полагается на Бога и доверяется ему. А иначе Христос будет таким же учителем, как были и раньше – Цицерон, Анаксагор и др.

И если вернуться мыслью к празднику Преображения, то в нем было четко показано, что Христос — не просто величайший учитель, а что Христос — есть сын Божий. Об этом свидетельствует сам Отец. Достоверность произошедшего не вызывает никаких сомнений. Кто сможет сказать, что у апостолов была одна и та же галлюцинация. Свидетелями являются три апостола и два ветхозаветных пророка. Нам это непостижимо, потому что для полной уверенности большинству необходимо пощупать, потрогать, вера многих подобна вере апостола Фомы. «У меня не будет веры, пока не вложу персты своя в ребры своя», — говорит он. А Господь замечает: «Не будет знамения, кроме воскресения».

Так что, отвечая на вопрос о Царствии Небесном – войти в него уже на земле может тот, кто доверяет Богу, живет по Слову Божию. Вот и все.

Георгий Витальевич: Хотелось бы конкретизировать применительно к обсуждаемым нами ситуациям. Живет рядом с человеком верующим, доверяющим Богу злостраждущий алкоголизмом, который отравляет жизнь верующего своим поведением.

Отец Алексий: Такой человек не может отравлять жизнь верующего, потому что верующий относится к собрату как к нуждающемуся в помощи, потому что тот заблудился, пребывает в унынии, ему нужна помощь. Ведь пьянство возникает не на пустом месте. Ведь человек зачастую начинает выпивать, чтобы сгладить уныние.

Хочу привести пример того, как постепенно изменяется мышление человека на примере табакокурения. Сначала страждущий начинает слышать – оказывается, курение действует на кожу лица, от него преждевременно появляются морщины. «Значит, я буду выглядеть как старик», — рассуждает он, сужаются сосуды ног —  «значит, я буду ходить как тот человек, у которого артрит». И вот он думает: «Ничего себе перспектива». К тому же у него начинает пока только лишь покалывать в области сердца, но какие такого человека ожидают перспективы?

Продолжая рассуждение, зависимый от курения понимает, что рядом с ним еще находятся дети, а он их обкуривает. На одной чаше весов привычка к курению, чтобы красиво выпустить кольца дыма, а затем стряхнуть пепел, побеседовать, кофе попить. Но с другой стороны отношение окружающих людей, и прежде всего ближних, к такой привычке. Ведь мы знаем, что животные не курят, а человек вроде бы разумное существо. Человек снова рассуждает и доходит до понимания отсутствия смысла в привычке курения. А если еще он побеседует с трезвомыслящими людьми, которые поддержат его в таком решении, то человек, размышляя, начинает смотреть на ситуацию с позиции иных жизненных смыслов – он задумывается о потомстве, о супружеских отношениях. «Значит», —  решает он, «надо бросать»! А так это сделать трудно, то начинаются поиски разных оправданий. «Ну ладно, не буду курить дома, буду только на улице». И так далее. Такой период внутренних сомнений может занять достаточно много времени. Наиболее часто человек начинает рационализировать. Так, он говори: «Ну ладно, доказано, что курение приводит к раку гортани, пищевода, желудка, но наука развивается семимильными шагами и в скором времени наверняка найдут способ лечить эти заболевания, и, значит, я буду курить». Или он находит другие аргументы, чтобы оправдать свое поведение.

В другой ситуации такому человеку может сказать врач или священник: «Ты зря рассчитываешь, что можно найти оправдание курению, ведь ты забываешь, что никотин — это психоактивное вещество, которое при вдыхании изменяет состояние сознания. Тогда ты становишься склонен к неправильному принятию решений, к тому же подумал ли ты о том, что курение — это каждение дьяволу. Ведь животное же не дышит дымом. А почему так делает человек? Тебе это ничего не напоминает?»  И вдруг человек начинает переосмысливать свое состояние, он действительно берет в соображение весь негатив, который связан табакокурением. И тогда он вдруг принимает решение, что больше существовать так не может и никаких отговорок больше быть не может: «Отговорок я не принимаю. Я сейчас бросаю курить сознательно и бесповоротно». Такое решение уже не допускает сомнений.

С точки зрения психологии человек, не принявший для себя окончательного решения, пребывает в стоянии когнитивного диссонанса. Существовать в таком состоянии трудно, и даже невозможно. Это может стать причиной болезни. Раскаявшийся человек испытывает истинное облегчение, потому что он по настоящему раскаялся. Не надо думать, что смысл покаяния состоит в том, чтобы объявить о своих грехах перед Евангелием и крестом. Священник не является банщиком, перед которым вываливают нечистоту и получают очищение. Смысл покаяния в том, что ты принимаешь твердое решение и просишь у Бога помощи не согрешать в том, что ты совершал ранее. При этом ты уже понимаешь, что твоих собственных сил явно недостаточно, чтобы жить свято. Но также ты знаешь, что «сила в немощи совершается», и Господь дарует ее. В нашей общине много примеров, когда люди бросали пить, курить, употреблять наркотики. Это происходило тогда, когда человек дозревал до такого внутреннего состояния и принимал твердое непоколебимое решение.

Такой путь преодоления применим и к любым другим страстям, будь то чревоугодие, или властолюбие, или блудная страсть. Необходимо провести в себе эту работу, хотя она совсем не простая. Сознание может выдать все, что угодно. Так, женщины часто вытесняют проблему. Мужчины чаще рационализируют, придумывают какие-то отговорки. Особенно ярко мы это видим на примере людей, страждущих от алкоголизма. Нужно быть честным и беспристрастным. Можно даже выписать на бумаге все аргументы «за» и «против». Мы проводили занятие, когда проговаривали и плюсы, и минусы в использовании психоактивных веществ и трезвом образе жизни. Такое упражнение полезно проделать каждому, когда мы работаем над своими проблемами в духовной и душевной жизни.

Таким образом, нам удалось обрисовать контуры, которые позволяют ориентироваться на пути в Царствие Небесное, потому что со страстями в Царствие Небесное не войдешь. Вот представьте себе, если я наркоман, то наркотик для меня действительно нечто сверхценное. И лишение наркотика для меня равносильно состоянию, которое испытывает душа человека в аду. И что, о каком же тогда Царствии Небесном для такого человека можно говорить. Тоже относится и к алкогольной, блудной или страсти властолюбия. Они держат человека и не отпускают его для общения с Богом. Они закабалили его, и человек уже не свободен. Он служит другому господину, имя которого всем известно, и мы читаем в молитве: «И избавь нас от лукавого».

Настоящую свободу можно обрести лишь тогда, когда мы с помощью Божией побеждаем нашу страстность. На самом деле, пристрастия имеют объектом своим ложное, фальшивое чувство. Ведь человек, который научился молиться и испытывает истинное состояния Богообщения, оно ни в какое сравнение не может встать с «кайфом» от употребления каких-либо наркотиков. А что делает страстный человек — он пытается обойти естественный путь приобщения к радости истинного бытия, а значит, путь молитвы поста, путь духовно-нравственного совершенствования. Он пытается взять и употребить какое-нибудь вещество, или совершить особое действие, и, таким образом, как бы ощутить некое состояние блаженства, а точнее, украсть его на время. Но даже то состояние, которое он испытывает в этот момент времени, не является истинным, оно лживое, поддельное, и только лишь закамуфлировано под ощущение истинного счастья.

Александр Ш.: Батюшка, а вы когда-нибудь входили в состояние мистического транса?

Отец Алексий: Он все время меня искушает. Я не могу сказать того, что сказал апостол Павел – «не знаю в теле ли я был, либо нет», но могу сказать так, что если я хотя бы на миг представлю себе, что лишен Божественной Литургии, то возникает состояние серьезного душевного страдания. Или другими словами – жизнь полностью теряет смысл.

Если я чувствую, что согрешил, то непременно хочу, чтобы восстановилась гармония в отношениях с Богом, иначе я не мыслю для себя дальнейшую жизнь. Состояние, которое испытывает священник во время литургии невозможно передать словами.

Каждый истинный христианин, который ходит на службу, да и вообще, молится Богу, если его лишить молитвы, то он будет ощущать душевную боль. Я уже рассказывал об исследовании Слезина, ученого из Санкт-Петербурга, который в институте Бехтерева поставил эксперимент над испытуемыми, которым предлагалось выполнять различные задания — одной группе решать задачи физические и математические, другой группе — медитировать, третьей – молиться. Еще одна группа в это время спала.

В результате исследования оказалось, что у людей, которые молятся, энергетическое состояние мозга таково, что подобного ему невозможно найти у взрослых людей, и даже у детей за исключением 2-х месячных младенцев. Оказалось, что это состояние крайне необходимое для жизнедеятельности человека. Все религии обращаются к молитве, ведь религия – общение с Богом, а необходимым инструментом этого разговора является молитва. Несчастны те, кто не знает что такое молитва, кто ни разу в жизни не произнес молитвенных обращений к Богу. Это действительно несчастные люди. Представьте, если лишить человека сна, ведь он заболеет и умрет. А молитвенное состояние крайне необходимо человеку даже с физиологической точки зрения, а уж о духовной и говорить-то не приходится. Именно в молитвенном состоянии человек получает божественную благодать. В молитвенном состоянии святым открывалось будущее, они познавали сущность человека. В молитве человеку открываются божественные тайны.

Георгий Витальевич: Батюшка, в нашем сегодняшнем разговоре мы говорим о пути преодоления страстей для тех людей, которые сами им подвержены. А как быть тем людям, которые находятся рядом со страждущими алкоголизмом, наркоманией? Их близким что делать?

Отец Алексий: С этих людей мы сегодня и начали беседу. Было бы неправильным отстраняться от такого человека. С ним необходимо поговорить, рассказать об основных принципах общения со страждущими.

Георгий Витальевич: Все это уже было, такие беседы ведутся годами.

Отец Алексий: Если не удается донести информацию до такого человека во время беседы, то необходимо пригласить людей более опытных в этих вопросах и еще раз поговорить об этом.

Георгий Витальевич: Среди наших общинников были ситуации, когда приглашали родственников для беседы.

Отец Алексий: Это здорово, когда удается собрать семейный совет. Но, как правило, до этого не доходит. Когда же ближние страждущего не прислушиваются к общинному опыту, то ему необходимо опираться на мнение церкви, если этот человек верующий.

Георгий Витальевич: Так бывает, что ближние ходят в церковь, но в отношениях со страждущими предпочитают поступать по своему усмотрению.

Отец Алексий: К сожалению, если пообщаться с ближними, то окажется, что они и сами пьянствуют. А ведь никто не имеет большего значения для страждущего, чем его ближние. Когда находишься среди родных, то волей или неволей необходимо считаться с ними. Соседи не обладают авторитетом, поэтому с ними не считаются. Нужно уметь решать проблемы в кругу семьи. Много ли людей собирается дома для обсуждения вопросов внутри семьи? Как правило, этого не сыщешь днем с огнем. Поэтому то и получается, что приходится изо дня в день повторять одни и те же вещи об изменении самих ближних, об ином отношении к человеку страждущему. А в ответ слышишь одну и ту же песнь: «Наскучил, надоел, уже тошно». Такой подход к проблемам семьи не дает никакого эффекта и любое доброе начинание теряется в неразобранных отношениях между членами одной семьи, а в итоге — ноль.

Такая ситуация вызывает раздражение и гнев. Значит, есть и другие пути, есть личный пример, молитва за ближнего. Нужно научиться вести себя по-другому. Почему ты выпиваешь или куришь при собрате, который подвержен этой страсти? Не пей, не кури, создавай вокруг себя трезвенническую атмосферу. Почему мы замечаем, что люди, приходящие в семейные клубы трезвости, имея близкого страждущего, вдруг через какое-то время обнаруживают, что сын, дочь, брат или сват изменяют свое поведение? Потому что такой человек начинает изменяться сам, и вокруг него начинают меняться окружающие. Невозможно относиться к кому-либо по-прежнему, если он стал другим. Изменение в семье возможно, если один из ее членов обретает трезвомыслие. Но никакого изменения не может произойти, если слова будут расходиться с делами. Так, если ты приглашаешь гостей и ставишь бутылку на стол, да еще и разливаешь, то почему страждущий должен не пить, если пьют все вокруг? Получается, что тебе можно, а ему нельзя? Ведь в таком поведении нет никакой логики. Тогда твое слово не будет иметь никакого значения, оно будет пустым звуком, который ты будешь повторять годами. Это такой мыльный пузырь.

Сергей М: У нас ведь как, родители пьют, а тут подбегает ребенок, и ему говорят: «Ты еще не дорос!». Это просто беда.

Отец Алексий: Верно, воспитание детей необходимо начинать с детства.

Александр Ш: Батюшка, я хотел бы, чтобы Вы разъяснили важный для меня вопрос. В Библии написано об апокалипсисе. Символ Веры заканчивается чаянием о воскресении мертвых и жизни будущего века. Значит, согласно молитве апокалипсиса не будет?

Отец Алексий: Воскресение мертвых – догмат нашей веры. Апокалипсис – пророческое откровение о конце тварного мира. Мы сегодня беседуем о Царствии Небесном. Мы говорим о небесном Эдеме. Топографически проложить маршрут в Эдем нельзя. Компас же у нас для достижения этого Царствия один  — духовный. Чтобы лучше понять соотношение конца мира и воскресения, приведу такую аналогию — бросил семя в землю, а оно умерло, но дало всходы – новую жизнь. Поэтому смерть в духовном смысле и аннигиляция вещества в физическом мире — это не тождественные понятия. Смерть телесная и исчезновение вещественное — совершенно разные вещи. Для верующего человека смерть — это переход в иной мир. Господь по воскресении из мертвых являлся ученикам в преображенном теле, каким оно будет по воскресении нам неизвестно. О том теле мы можем говорить только гадательно.

Александр Ш: Но последние слова Символа Веры – «и жизни будущего века». Значит, не будет апокалипсиса. Ведь Апокалипсис – это все, конец.

Отец Алексий: Апокалипсис – это конец нашего физического мира, но разве наука нам об этом не говорит, только сроки определяет разные.

Александр Ш: Да, разные сроки, последний, например – 21 декабря.

Отец Алексий: Это сказочничество. Но Библия говорит, что человек уничтожает себя и природу. Мне понравилось слово вселенского патриарха Варфоломея. В материале, опубликованном в «Журнале Московской Патриархии», приведено его слово об экологии. Там он говорит, что Экос — значит дом, а экология – наука о нашем общем доме, о земле. Мы помним еще из билогии такие понятия, как  биогеоценоз, экологическая ниша и прочее. Так вот, что делает обезумевший человек – он уничтожает природу, это величайший грех на самом деле. Мы с вами навряд ли смогли бы не поднять руку, если бы нас попросили покаяться в этом грехе. Вот мусоришь, загрязняешь природу — а это большой грех. Это потому, что люди богомудрые говорят о том, что вся природа является вселенской литургией. Вся природа поет хвалу Богу. Вообще, мир животный, к сожалению, страдает из-за человека. Если подходить к природе по-христиански, то мы должны быть очень бережливыми и тактичными по отношению ко всему живому. Обратите внимание, патриарх Варфоломей замечает, что когда Бог сотворил человека, то в этот день он сотворил всякую душу живую. А мы это как будто пропускаем и обращаем внимание только на человека, и все. Мы настолько все переплетены и связаны, что всякое посягательство на природу — это посягательство на нас самих. Мы безумцы. Это просто беда и великий грех, в котором нам надо каяться. А каяться, значит, исправляться.

Карина: Так что же теперь, всем переселяться в деревню и не ездить на машинах?

Отец Алексий: Возможно, кому-то это было бы очень полезно. Вот мы все пользуемся благами цивилизации. Смех смехом, а на самом деле ощущать свою греховность надо обязательно. Мне понравились прекрасные слова отца Иоанна Крестьянкина, который писал замечательные письма и проповеди. Он говорит, что по-настоящему спасение начинается тогда, когда мы ощущаем, что вокруг ангелы, а я – великий грешник. Здесь надо понимать не буквально, что вокруг ангелы, но люди воспринимаются как ангелы. В молитве перед причастием говорится – «первый есмь аз».

Георгий Витальевич: Но ведь тогда мы получаем ответ на важнейший вопрос, как жить с алкоголезависимым человеком!

Отец Алексий: Вы правы. Как вы думаете, а как жить с психически больным человеком? Может быть легче? А с блудником?

Георгий Витальевич: Но психически больной зачастую не виноват в собственном страдании, а человек зависимый сам призвал беса.

Отец Алексий: Психическая болезнь часто появляется на фоне наших грехов. Например, эпилепсия у алкоголезависимых. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что некоторые придумывают, будто психическая болезнь – это судьба. Это от лукавого. В интернете широко распространено мнение о том, что в основе семи смертных грехов лежит генетическая детерминированность, значит, получается так, будто «на роду все написано». То есть страсть к алкоголю, сребролюбие – предопределены генетически? Так ведь можно дойти до того, что вообще вся нравственная жизнь человека закодирована. Вот он так и живет: грешит направо и налево, а это оказывается закодировано. Но на самом-то деле человек свободен, и мы с вами это знаем. Мы видим, что многие люди, которые даже когда-то и грешили, смогли полностью измениться. Тогда о какой кодировке или заложенной программе мы тут говорим? Это большое заблуждение, когда вся ответственность за выбор человека сваливается на наследственность и таким образом оправдывается его греховное поведение. Это является стрелами лукавого.

Сергей М: Но ведь такое представление навязывается по интернету!

Ирина: А многие считают, что шизофрения – инфекционное заболевание.

Отец Алексий: А другие говорят так и про рак. Наука предлагает различные теории. Сначала была математика Эвклида, а Лобачевский все перечертил и оказалось, что параллельные линии пересекаются. Как же так, сказали бы мы. А теперь нашли базон — частицу, с которой начался мир. Сейчас разгоняют колллайдер, где пытаются его воспроизвести в эксперименте.

Михаил Ч: Батюшка, Вы сказали – судьба. Но мы потеряли истинное значение слова судьба, ведь оно от слова суд. Как человек судил, так и складывалась его жизнь.

Георгий Витальевич: Говорят: посеешь привычку — пожнешь судьбу. Такова диалектика  развития.

Отец Алексий: Получается вот не совсем так. Господь милующий, и если человек раскаялся по-настоящему, то жизненные обстоятельства вокруг также изменяют свой характер. Только в этом случае мы уже говорим не о судьбе, а о Промысле Божием. В святоотеческой литературе четко разводятся понятия судьбы и Промысла. Судьба в качестве рока чаще воспринимается людьми как неизменимое предопределение. Но в духовной жизни мы с вами знаем, что первым входит в рай разбойник благоразумный. Вот в этом и заключена вся соль. Поэтому мы и просим как разбойник, чтобы Господь принял нас в свои объятия. Это очень важно, тут особая диалектика.

Виктория: В моей жизни произошел такой случай. Мне случайно попалась книжка «Кури, пока не сдохнешь», автор Наталья Грейс. Я попросила почитать ее своего супруга, и ни на что при этом не надеялась. Но для супруга это оказалось толчком, чтобы бросить курить. Он давно шел к этому шагу, но никак не мог созреть. Для меня до сих пор не совсем понятно, или это произошло благодаря испугу, или он осознанно уже пришел к такому решению. Говорят, что все пути хороши, может быть и этот не так уж и плох.

Отец Алексий: Мы с вами уже говорили о когнитивном диссонансе. Этот психологический феномен использует Шичко в своих методах работы с зависимыми людьми. Когда человек честно работает со своим сознанием, не пытаясь при этом рационализировать или вытеснять из психики что-либо, то он становится открытым для правды. Тогда ты доверяешь словам истины полностью и в соответствии с ними меняешь свое поведение.

Виктория: Но ведь получилось так, что изменился человек, не имеющий никакого отношения к общине.

Отец Алексей: Здесь важен подход, принцип, заложенный в основе метода. Ведь также происходит и в работе над нашими грехами. Как можно проанализировать греховное поведение, например, в том случае, когда родственники умалчивают или говорят неправду об онкологическом заболевании у больного: ты вдруг понимаешь, что соврал, хотя люди и говорят, что ложь — во спасение, но при этом забывают, что ложь – конь во спасение, а это что-то другое. Тогда начинаешь себя оправдывать, мол, что можно соврать, не говорить больному, что у него рак. Так возникают некоторые допуски, а это некий самообман. Человек не должен лукавить, как говорит псалмопевец Давид: «от человека льстивого и лукавого избави меня, Господи». Оказывается, от лукавых людей необходимо бежать как от огня. Лукавство наше, в которое мы нередко впадаем, оправдывая свое безнравственное поведение, оно нас уводит от Бога, от чистоты, от истины, от добра.

Виктория: Бывают люди, которые предпочитают не говорить своим родственникам об онкологическом заболевании. Они прячут историю болезни такого человека, не говорят детям.

Отец Алексий: Знать правду о своем состоянии — это право болящего человека. Родственники в таком случае часто размышляют так, что если его напрямую спросят, то он не будет скрывать диагноз. При таком рассуждении мы мыслим себя только в одном измерении. Когда мы забываем о вечности, тогда находим оправдание этой логике. Когда же выходим за пределы земного бытия, тогда оправдания этой логике нет. Обманывая таким образом человека, не говоря ему полную правду, мы лишаем его возможности осуществить духовную работу над собой и своей душой. За предоставленное ему время жизни он может исповедаться и причаститься, а может пребывать в состоянии такого парабиоза.

Человек должен ощущать свое состояние, а для этого нужно говорить ему правду. В Японии, в то время, когда онкология у нас еще только начала изучаться, уже тогда больным прямо говорили о его заболевании. Пока не скажешь человеку об этом, он может сам себя обманывать. Конечно, он может сделать и неправильные выводы, например, будет искать какую-то тетку, которая лечит козьим молоком, или мочу будет пить. Все равно необходимо сказать правду, потому что человек тогда может задуматься, сделать завещание, покаяться. Бывает и такое, что он полностью изменяет свою жизнь, потому что мобилизуется трезвомыслящий человек. И кто знает, Господь может продлить его жизнь еще на долгие годы. Известен пример Александра Солженицына – сколько еще он прожил, хотя и знал о заболевании.

Поэтому, даже врач, когда он, скажем, знает, что пациент может совершить суицид, постарается провести с ним специальную работу — он так скажет, чтобы не обмануть, но заставить человека употреблять все усилия к выздоровлению. А духовный врач предложит помыслить и о духовной сфере и сделает предложения, как нужно себя правильно вести, что необходимо сделать. У большинства же из нас в этой ситуации появляется какое-то ложномыслие, жалость ненужная. В итоге, человека даже не успевают вовремя пособоровать, а вызывают священника уже тогда, когда человек не может ничего сказать: взор блуждает, изо рта пена. Он вроде еще жив, но какое же тут покаяние. Это происходит часто из-за того, что родственники тянут и не говорят о болезни ближнего. И на ком же в таком случае лежит ответственность за исход человека из жизни без покаяния?

Борис: Батюшка, а у меня было так, что предлагаешь человеку поговорить со священником, а он  не хочет его видеть.

Отец Алексий: Есть такое поверие, что если позовешь священника, то тогда непременно придется читать отходную. В таком случае необходимо объяснять близким, что это друг с другом абсолютно никаким образом не связано. Действительно, бывает, что если человек периодически соборуется, то когда-то будет и последнее соборование. Можно привести пример, что постом все собираются на соборование. И это повторяется из года в год. Но участвующие в соборовании отнюдь не приставляются после соборования в этом же году. Бывают, конечно, и исключения. Можно вместе пособороваться, и это будет идеально.

Вот таков эффект наших встреч – кто-то может что-либо сказать, и вы найдете ответ на вопрос, который очень долго и мучительно искали, может быть даже всю жизнь.

Когда соборуются все вместе — это хорошо. Соборование дается не только во исцеление души и тела, но и оставление грехов, которые оказались так глубоко вытеснены, что до них и нельзя  докопаться. Принято собороваться не часто. Церковная практика такова, что если человек заболел впервые возникшей болезнью, то его надо пособоровать, а для этого призвать пресвитера. Повторно тогда уже не надо соборовать, если только не появилась какая-то новая болезнь. Есть еще общее правило, когда Великим постом все соборуются. Это правило возникло сравнительно поздно, в позапрошлом веке. Вряд ли кто-то чувствует себя абсолютно здоровым, да и грехи, которые мы совершаем, зачастую не в состоянии исповедовать. Поэтому-то мы и нуждаемся в особые дни поста в таинстве елеосвящения.

Андрей: Сейчас такой период, когда в семьях наблюдается много срывов, многие впадают в уныние и отчаяние и ищут поддержки.

Отец Алексий: «Сей род изгоняется молитвой и постом». Какая же тут может быть еще поддержка. Например, в случае наркомании начинают думать о блокаторах опийных рецепторов. Такая помощь также может иметь место, но решается этот вопрос индивидуально. Общее правило в таком случае одно — надо учиться молиться и воздержанно жить, исполняя слово Божие. А мы живем не так. Люди срываются не только в плане винопития. В гнев впадают, в стяжательство, в блуд и т.д. Видно, что в духовной жизни постоянно идет борьба с духами злобы поднебесной. Это война, а на войне бывает так, что и ранят, и даже сильно, и даже могут убить, а поэтому нужно быть во всеоружии. А слово Божие  — это меч, необходимо еще и шлем спасения одеть. Мы же почему-то пытаемся найти способы защиты отнюдь не духовные. Но опыт показывает, сколько медицина не бьется над решением проблемы срывов, она не в состоянии радикально с этим ничего сделать. А потому так получается, что причины этого лежат в сфере не совсем физиологической, не только телесной.

Мы же с вами не просто амебы, мы носители духа, духовно-телесные существа. А раз так, то во главе всего стоит дух, который движет нашей материей, и мыслит. Он определяет нашу жизнь, поведение, поэтому-то забота должна быть прежде всего о нем, а вера наша должна быть сердечной, поэтому надо сердцем верить, а не разумом. В свете этого «пари Паскаля» смешно, потому что какое бы пари ты не держал, все равно будет уровень, который я называю уровнем интеллектуальной игры. А важно сердцем веровать, и об этом надо просить у Бога, и укреплять  веру. И анализировать грехи, в связи с чем они возникли. Давно не исповедовался может быть.

С Богом! Помолимся!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *