• DanishEnglishItalianNorwegianRussianSerbian

Зачем общине трезвости священник?

Среди переданных на обсуждение в епархии документов Межсоборного присутствия есть проект «Концепции Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма». Насколько важен такой документ тем, кто непосредственно работает в Церкви по реабилитации людей, ставших жертвами того или иного вида зависимости? 

С просьбой прокомментировать обсуждаемый проект портал «Приходы» обратился к руководителю Координационного центра по противодействию алкоголизму и наркомании Северного викариатства Москвы иерею Алексию Авдюшко. Проект концепции должен быть принят после изменений и дополнений, которые обязательно будут предложены после рассмотрения проекта всеми лицами, занимающимися в Русской Православной Церкви данной проблематикой, считает отец Алексий.

 

В концепции четко прописано деление трезвеннических церковных организаций по уровням и направлениям деятельности. По Вашим наблюдениям, возможно ли в жизни столь четкое разделение «интересов» и «полномочий»?

− Чёткое деление трезвеннических церковных организаций по уровням и направлениям деятельности необходимо там, где такие организации существуют реально.

Обычно на приходах принято совмещать работу по оказанию помощи страдающим различными зависимостями: алкоголизмом, наркоманией, игроманией, даже пристрастием к курению. Считаете ли Вы это правильным, и если да, следует ли в таком случае распространить положения концепции и на эти виды зависимостей?

− Помимо алкогольной, на приходе приходится сталкиваться с другими зависимостями. Но, например, организовывать в условиях городского прихода реабилитацию наркозависимых вряд ли возможно.

Впрочем, должен отметить, что на специальных богослужениях Спасителю и Божией Матери мы на регулярной основе молимся о всех болящих-зависимых.

Среди зарекомендовавших себя с положительной стороны методов работы в концепции упоминаются зароки и обеты трезвости, причем их могут давать как сами страждущие, так и их родственники…

− Семейные клубы трезвости, действующие на нашем приходе Патриаршего подворья − храма Всех Святых на Соколе, имеют методику, согласно которой предполагается объединение семей, добровольно отказавшихся от употребления алкоголя. При этом если сам зависимый или кто-то из его близких, получив благословление духовника, хочет дать обет трезвости на какой-либо срок, это можно приветствовать при условии добровольности обета.

Как Церковь относится к группам «анонимных алкоголиков»?

− В группах семейных клубов трезвости Бог понимается так, как учит Мать Церковь. Деятельность тех групп анонимных алкоголиков − например, «12 шагов» − где Бога понимают по личному разумению, для православного сознания вряд ли приемлема.

Помимо групп самопомощи, в проекте в качестве форм работы упоминаются, в частности, индивидуальные консультации или групповые беседы для страждущих и их родственников, курсы или школы по избавлению от алкогольной зависимости, реабилитационные центры. По вашему опыту, какие из них могут оказаться наиболее действенными?

− На мой взгляд, в Концепции следует особо выделить СКТ (семейные клубы трезвости) − их методы являются одними из самых эффективных в работе с зависимыми и их близкими, которые ни в коем случае не рассматриваются отдельно от страждущего. Такие клубы создаются по образцу общин, организованных протоиереем Алексием Бабуриным.

Согласно документу, монастыри могут участвовать в деятельности по утверждению трезвости в тех же формах, что и приходы. Однако при этом необходимо учитывать особенности жизни обителей…

− Монастыри, издревле славящиеся трезвенной жизнью, также, безусловно могут заниматься трезвенным деланием и утверждением идеала воздержания в верующем народе.

Считаете ли Вы необходимым привлечение к реабилитационной деятельности медицинских специалистов, лицензированных государством, или подобная работа может проводиться в том числе и теми людьми, кто не имеет специального образования?

− Методика работы семейных клубов трезвости подразумевает ведение клуба специально подготовленным на особых курсах мирянином. Если СКТ действует при храме, обязательно окормление членов клуба священником, что не дает группе трезвенников переродиться в оппозиционную Церкви и ее учению сектантскую структуру.

Участие православного психолога и (или) нарколога в деятельности группы семейного клуба трезвости приветствуется.

Кажется ли Вам нужным дополнить чем-то проект документа?

− Определенно требуется выяснить церковную позицию о наличии в трапезе православного христианина вина и других алкогольных напитков, насколько к последним относятся положительные высказывания в Писании и Предании об употреблении именно вина – продукта естественного брожения виноградного сока.

Полагаю также, что хорошо бы иметь в Церкви постоянно действующие курсы подготовки деятелей трезвенного движения (как духовенства, так и мирян) в тех регионах, где это имеет достаточное развитие, – в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, под руководством известных деятелей трезвенного движения: старшего научного сотрудника научного центра психического здоровья РАМН протоиерея Алексия Бабурина; кандидата педагогических наук протоиерея Игоря Бачинина; гранд-доктора психологии, профессора богословия, кандидата педагогических наук священника Алексия Мороза; психолога, доктора философии Владимира Цыганкова; кандидата педагогических наук Георгия Гусева. Еще мне кажется полезным переиздать как можно большим тиражом книгу одного из выдающихся русских проповедников трезвости С.А. Рачинского «Письма трезвости духовному юношеству».

Специально для портала «Приходы»

По материалам портала Приходы.ру — http://prichod.ru/opinions/8648/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *