• DanishEnglishItalianNorwegianRussianSerbian

Семейные клубы трезвости как подход в реабилитации лиц, зависимых от употребления алкоголя и их созависимых родственников

Бабурин А.Н., Соборникова Е.А., Магай А.И., Казьмина Е.А.

FAMILY CLUB OF SOBRIETY AS AN APPROACH TO ALCOHOL ADDICTED AND THEIR RELATIVES CODEPENDENCY REHABILITATION

Доклад на научно-практической конференции III Дроздовские чтения, проходившей в Центральном Доме ученых, Москва, 15 ноября 2016 года

Читать в PDF


Сведения об авторах:

Бабурин Алексей Николаевич – протоиерей, с.н.с., группа особых форм психической патологии отдела по изучению эндогенных психических расстройств и аффективных состояний ФГБНУ НЦПЗ, руководитель Правления МОД СКТ.

Baburin Alexey Nikolaevich – archpriest, Senior Research Scientist, specific forms of mental pathology studying group of the Department of endogenous psychological disorders and affective state research of MHRC, the head of MOD SKT.

Соборникова Екатерина Анатольевна – к.м.н., доцент кафедры наркологии ФГБОУ ДПО РМАПО, научный руководитель МОД СКТ.

Sobornikova Ekaterina Anatol’evna — Ph.D., Associate Professor, Narcology Department of the RMAPO, scientific director of MOD SKT.

Магай Андрей Игоревич – м.н.с., группа особых форм психической патологии отдела по изучению эндогенных психических расстройств и аффективных состояний ФГБНУ НЦПЗ, МОД СКТ.

Magay Andrey Igorevich — Junior researcher, specific forms of mental pathology studying group of the Department of endogenous psychological disorders and affective state research of MHRC, MOD SKT.

Казьмина Елизавета Андреевна – клинический психолог, группа особых форм психической патологии отдела по изучению эндогенных психических расстройств и аффективных состояний ФГБНУ НЦПЗ.

Kazmina Elizaveta Andreevna — clinical psychologist, specific forms of mental pathology studying group of the Department of endogenous psychological disorders and affective state research of MHRC.


Проблема злоупотребления психоактивными веществами в настоящее время чрезвычайно актуальна. По данным ВОЗ за 2014 год Россия занимает пятое место по употреблению алкоголя в мире. Решением насущной проблемы озабочены как специалисты государственной системы наркологической помощи, так и общественные и конфессиональные организации и институты. Исследователи и практики отмечают недостаточную эффективность традиционных медицинских методов помощи (Валентик, 2001). Поэтому требуется внедрение иных, альтернативных методов лечения и реабилитации.

Для решения этой задачи важным является концептуальный взгляд на природу алкоголизма и наркомании. В своем исследовании Владимира Худолин отмечает, что в истории наблюдалась смена научных взглядов от морализаторского подхода к подходу исключительно медицинскому (Hudolin, 1991). В последние десятилетия преобладающим становится новое понимание, включающее в себя как биологическое, так и психо-генетическое, а также социально-духовное измерение. Новый подход, обозначаемый как био-психо-социо-духовный, нашел поддержку и свое последовательное развитие в научных исследованиях российских специалистов (Валентик, 2002, Соборникова, 2012).

Согласно предположению югославской научной школы, занимающейся исследованиями проблем зависимостей с 60-х годов XX века (Худолин, 1994), алкоголизм является не столько медицинским заболеванием, но последствием определенного образа жизни, или стиля поведения, то есть результатом патологического жизненного уклада. Такое предположение справедливо, если рассматривать алкоголизм как состояние, где имеют место медицинские проблемы (Альтшулер, 2002), нарушения в области межличностных и внутрисемейных отношений (Москаленко, 2009), нарушение системы социальных связей в социальной сети (Казьмина, 1997), а также особое ценностно-смысловое, или духовное восприятие жизненных смыслов (Ларичев, 2003).

В связи с этим особое значение представляет выбор методов воздействия и влияния на сложившуюся в результате патогенеза систему разноуровневых нарушений. Сложности представляют трудность в принятии зависимыми и членами их семей ответственности за свое поведение, а также ее перенос на близких значимых людей. Выбор трезвенной позиции часто воспринимается ими только лишь как трезвость химическая и не сопровождается глубоким переосмыслением ценностных и смысловых установок личности. Это в конечном итоге приводит к непродолжительным ремиссиям и частым срывам.

В длительной комплексной реабилитации важнейшим направлением деятельности является формирование установок на качественное изменение всего образа жизни пациента и членов его семьи, а также изменение стиля поведения всей семьи в целом (Бабурин, 2008, Nastasic, 2012). Рядом исследователей отмечено, что реабилитационные мероприятия в изолированных друг от друга сообществах зависимых людей или членов их семьи (характерно для англосаксонской традиции реабилитации, в том числе духовной направленности, например, 12-ти шаговая программа), способствуют разобщению членов семьи друг от друга и не могут включать совместный компонент семейной реабилитации (Zoričić, 2016). Практический опыт европейской школы по вопросам преодоления зависимостей показывает, что использование семейно-ориентированных программ помощи в большей степени способствует процессу установления гармоничных отношений в семье и коллективе за счет интенсивной актуализации естественных защитных механизмов семьи (Худолин, 1994).

С 1992 года в России действует программа семейной амбулаторной реабилитации людей, пристрастившихся к употреблению алкоголя и других психоактивных веществ и действий «Православные приходские семейные клубы трезвости (ППСКТ)». Программа возникла на стыке объединения усилий Русской Православной Церкви и мирового научного опыта в области реабилитации зависимых и членов их семей и получила поддержку среди научной общественности, специалистов различных областей знаний, представителей духовенства. Разрешительной базой для осуществления деятельности семейных клубов трезвости в России являются основополагающие государственные медицинские и церковные документы. Профессиональное сопровождение программы, построенной на принципах терапевтического сообщества, осуществляет мультидисциплинарная команда специалистов (Бабурин с соавт., 2016). Мультидисциплинарный принцип работы и практическое применение семейного подхода (Бабурин c соавт., 2015) сочетаются с использованием религиозных копинг-стратегий (Магай, Казьмина, 2015).

Важным принципом работы, обеспечивающим успешное взаимодействие в группе специалистов, зависимых людей и членов их семей, является использование на практике принципов духовно-ориентированного диалога (Флоренская, 1998). Сочетанное применение диалогического общения и комплекса реабилитационных мероприятий делает возможным изменение ценностно-смысловых образований у зависимых людей и членов их семей. Обращение к духовному «Я» помогает глубокому ценностно-смысловому переосмыслению личности, способствует конструктивному переживанию трудных жизненных ситуаций. Во время диалогического общения происходит актуализация естественного защитного семейного механизма (Hudolin, 1986).

Об эффективности работы в семейных клубах трезвости может свидетельствовать научное исследование, проведенное в НЦПЗ в 2012-2015 гг., в ходе которого оценивалось качество ремиссии у людей, прошедших реабилитацию в семейных клубах трезвости (Бабурин, 2015).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *