Доклад на Первом Съезде семейных клубов трезвости, проходившем 26 января 2017 года в Донском ставропигиальном монастыре в рамках XXV международных Рождественских образовательных чтений «1917-2017: уроки столетия», XVI направление «Христианская семья — домашняя церковь».
Протоиерей Алексий Бабурин, клирик храма Положения Ризы Господней на Донской улице г. Москвы, старший научный сотрудник ФБГНУ Научного центра психического здоровья, председатель Межрегионального общественного движения в поддержку семейных клубов трезвости, член Исполкома Общества православных врачей России.
Решая проблемы, обусловленные злоупотреблением психоактивными веществами и действиями (ПАВ/ПАД), исходя из парадигмы системного подхода в науке, мы считаем, при этом, что объектом нашей коррекции должна быть, прежде всего, семья и ближайшее социальное окружение страждущего, т.к. именно они системно реагируют на те или иные трудности близкого им человека.
Для верующих людей церковный приход может рассматриваться как расширенная семейная группа, на которую распространяются принципы семейной психокоррекции.
Мы целиком и полностью согласны с мнением профессора психиатрии и наркологии, сертифицированного семейного психотерапевта Петара Настасича (Белград, Сербия) о том, что алкоголизм не является индивидуальной проблемой индивидуума-алкоголика, а это общая проблема его социального окружения — это «комплексный «симптом в системе», который характеризуется:
◦возникновением изменений в биологической системе индивидуума;
◦предсказуемыми и известными формами его физического и психологического расстройства;
◦нарушением отношений с близкими людьми;
◦появлением дисфункций у близких ему лиц (жена, дети);
◦нарушениями в отношениях с социальной средой».
В середине 60-х – 70-х годов прошлого столетия социотерапевтическая доктрина алкоголизма в рамках социальной психиатрии интенсивно развивалась югославскими учёными (Hudolin, Vl., Lang B., Breitenfeld J., Rugelj J., Petrović, D. et al.).
С 1973 года в Белградском Институте психического здоровья в лечении алкоголизма Бранко Гачичем стала применяться «интенсивная комбинированная семейная терапия алкоголизма». «Причем классические и традиционные медицинские части программы были обозначены как симптоматическая терапия, а семейная терапия, т.е. направленность на брачные и семейные проблемы имела значение этиологической терапии. Первая оценка успешности нового подхода оказалась в два раза эффективнее проводимых ранее терапевтических программ».
В 1975 году на Конгрессе клубов лечащихся алкоголиков Югославии в Порече было принято решение об использовании принципа, реализуемого в семейном подходе, как основы работы всех клубов (Hudolin, Vl., 1975 г.).
Основные положения семейного подхода, используемого в работе клубов лечащихся алкоголиков были заложены их основателем, профессором Владимиром Худолиным.
Процитирую их.
◦«Семейный подход и семейное лечение основывается на общей теории систем».
◦«В лечении и реабилитации должны принимать участие наряду со страждущим все члены семьи и особо значимые для них лица».
◦«Являясь составной частью нефункционального гомеостаза, другие члены семьи должны вместе с больным алкоголизмом отказаться от сложившегося стиля поведения и согласиться с принятием абстиненции».
◦«Семейный подход, как и работа клуба вообще, базируется на принципе «здесь и сейчас». Семью надо вернуть в реальность и обеспечить ей возможность существовать в этой реальности. Важно, чтобы взгляд семьи был устремлен в будущее, а не в прошлое».
◦«Работник клуба должен активно участвовать во взаимодействии всех членов семьи с применением своих знаний и опыта. Он помогает незрелой семье принимать решения, которые бы наилучшим образом повлияли на преодоление возникших трудностей и проблем. Он не должен допустить, чтобы семья вновь искала решение в нефункциональном гомеостазе, который всегда «поддерживает» повторение прошлого неприемлемого поведения».
◦«Работник клуба не должен давать советы или прямые указания, какие именно решения следует принимать семье, особенно, когда речь идет о важных супружеских или общих проблемах».
◦«Семейный подход требует осуществления совместной работы до тех пор, пока не включится семейный механизм самозащиты. Оптимальные решения появятся тогда, когда в семье начнется изменение образа жизни».
◦Работая с семьёй надо стремиться «привить семье новые правила поведения, освоить с ней иной образ жизни и привести всех членов семьи к всестороннему росту и духовному созреванию».
◦«Семейный подход требует от работников клуба и его членов постоянного изучения материалов по этому вопросу. Семейному подходу можно научиться только в процессе практической работы, в постоянном ежедневном труде».
◦С семьями, страдающими от алкоголизма, «необходимо работать в течение нескольких лет, чтобы семья достигла оптимального уровня функционирования».
Становится понятным, что достижение трезвости является лишь предпосылкой, но не целью.
Содействие семье в преодолении её трудностей может, поначалу, осуществляться и без участия пациента, из-за его отрицания своего болезненного пристрастия к ПАВ/ПАД. Основой для этого служит представление, «что если все «взаимосвязаны» со всеми, то и изменение хотя бы одного лица в системе может косвенно вызвать изменения (реакции) и у других людей» [Reichelt-Nauseef S., Hedder C., 1985].
По этому поводу В.Худолин пишет: «Иногда бывает невозможно собрать для беседы всех членов семьи одновременно. В таком случае работник клуба должен начать разговор с присутствующими членами, рассматривая их как целостную семейную группу».
Поскольку семейные отношения в системе взаимоотношений личности, как правило, наиболее значимы для индивида, постольку нарушения в функционировании семьи играют ведущую роль в формировании, становлении и поддержании патологически зависимого поведения страждущего.
Многосторонность отношений в семье и их тесная взаимообусловленность, всякое стремление что-то изменить в сложившемся семейном стереотипе приводит к сдвигам во всех его звеньях. От влияния семьи, его члену, в силу данных обстоятельств, сложно дистанцироваться.
Семья не оказывается в стороне и тогда, когда патогенная ситуация складывается за её пределами.
Не вызывает сомнений участие семьи в этиологии патологических пристрастий.
Эйдемиллер Э.Г. и Юстицкий В.В. (1990) среди многочисленных семейно-обусловленных травматизирующих переживаний, приводящих к расстройствам поведения и психики, особо выделяют четыре вида состояний: состояние глобальной семейной неудовлетворенности; «семейную тревогу»; семейно-обусловленное непосильное нервно-психическое и физическое напряжение; состояние вины, связанное с семьёй.
Опыт работы Эйдемиллера Э.Г. и Кулакова С.А. (1987) с семьями больных алкоголизмом показал, что «такие лежащие в основе патологического влечения к алкоголю мотивы, как использование его в качестве средства повышения самооценки, компенсации каких-либо недостающих форм или способов удовлетворения потребностей, «общения-коммуникации», межличностной защиты – манипуляции, формируются в основном в результате неправильного семейного воспитания – по типу явного и скрытого эмоционального отвержения, гипопротекции».
Авторы заключают: «Таким образом, эффективное лечение и реабилитация больных алкоголизмом невозможны без применения семейной психотерапии».
Роль семьи в становлении клинических проявлений аддиктивных расстройств и в реабилитации зависимых от ПАВ больных признаётся в настоящее время большинством отечественных специалистов.
Исходя из данных предпосылок, рассматривая заболевания и здоровье человека с биопсихосоциодуховной точки зрения, в своей психокоррекционной работе с семьями лиц, зависимых от ПАВ/ПАД, мы ставим перед собой следующие задачи:
◦формирование нормативного представления о семье;
◦создание согласованных представлений о семейном функционировании;
◦обнаружение у индивидуума и его ближайшего окружения процессов приспосабливания, поддержания зависимости;
◦выявление семейно-обусловленных психотравмирующих состояний, основных конфликтов в семье;
◦восстановление гармоничных семейных отношений;
◦коррекцию взаимоотношений с основными значимыми другими лицами;
◦реорганизацию жизненной среды;
◦адаптацию семьи к здоровому трезвому образу жизни, воцерковление семьи.
Решая поставленные перед собой задачи в условиях современного кризиса института семьи и брака, мы, прежде всего, стараемся познакомить членов православных приходских семейных кубах трезвости (ППСКТ) с учением церкви о браке. Чем полнее постигается членами семьи смысл церковного брачного союза, тем больше проявляется несоответствие представления семьи о себе идеалу христианского брака. Клубисты начинают испытывать дискомфорт, когнитивный диссонанс, что заставляет их пересмотреть свои незрелые взаимоотношения и побуждает привести их в гармоничное соответствие с нормативными представлениями о полноценной прочной семье. При этом работник ППСКТ предостерегает семьянина выстраивать отношения в семье на словах «должны», «обязаны». Решая свою проблему, член клуба ищет выход в осознании своих потребностей.
От встречи к встречи обсуждаются такие темы, как нравственные нормы брака в христианской культуре, семья и её функции, распределение семейных обязанностей и власти в семье, нравственный климат в семье, преемственность поколений, роль семьи в воспитании личности, сущность супружеской интимности, забота в браке, культура общения, любовь как высшее человеческое чувство, семейный досуг, потребности и бюджет семьи, эстетика быта, причины и последствия разлада семейных отношений.
Тема: семья – «малая Церковь» становится апофеозом бесед по вопросам брака и семьи.
Отравной точкой диалога на эту тему могут стать, к примеру, следующие рассуждения митрополита Антония Сурожского (Блума).
«Апостол Павел говорит, что семья — это малая Церковь, то есть что в семье присутствуют все или основные характерные черты церковной любви. Есть древняя евангельская рукопись, которая находится в Кембридже, в Англии, где есть несколько отрывков, не вошедших в обычный евангельский текст. И один из этих отрывков гласит, что спросили Христа: Когда придет Царствие Божие? — и Он ответил: Царствие Божие уже пришло там, где двое — уже не двое, а одно… И это, конечно, начинается в семье, потому что такого единства, такой любви, которая бывает в семье, при всех трудностях, при нашей греховности, конечно, нигде не найти. И расширение этой тайны единства из семьи — дальше должно быть по образу семьи, а не по какому-нибудь теоретическому образу; т. е. общества людей, которые между собой сговорились бы о единстве, не могут достичь той полноты единства, которое бывает в семье». Митрополит Антоний Сурожский. «Человек перед Богом». [Электронный ресурс]. URL: http://litlife.club/br/?b=251022&p=93. (Дата обращения: 24.01.2017).
Работник ППСКТ совместно с его членами в диалогическом собеседовании прилагают все усилия к усвоению этого образа.
Надо сказать, что семейный подход в приходских клубах трезвости должен дополняться и корректироваться, по необходимости, пастырским попечением. В затруднительных случаях и для углублённой проработки семейных проблем следует обращаться за помощью к высококвалифицированным специалистам.
Наш 25-летний опыт работы в ППСКТ показал, что данный подход в оздоровлении семейных отношений в «алкогольном браке» полностью оправдывает возлагаемые на него надежды.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ
Видеозапись доклада