Бабурин А.Н., протоиерей, врач-психиатр 1,2,3
[1] Клирик храма Ризоположения Господня на Донской улице г.Москвы. Протоиерей.
[2] ФГБУ «НЦПЗ» РАМН, Москва, Россия. Ст. науч. сотр.
[3] Межрегиональное общественное движение в поддержку семейных клубов трезвости, Москва, Россия. Председатель Правления.
Адрес для корреспонденции: Бабурин Алексей Николаевич; e-mail: baburnik@googlemail.com
The influence of faith, fasting and prayer on getting rid of alcohol dependence
Baburin AN, archpriest, doctor-psychiatrist 1,2,3
[1] Cleric of the Temple of the Deposition of the Lord on Donskaya Street, Moscow. Archpriest.
[2] Mental Health Research Center (MHRC), Moscow, Russia
[3] Interregional social movement supporting Family Sobriety Clubs (MOD SKT), Moscow, Russia
For correspondence: Baburin Alexey; e-mail: baburnik@googlemail.com
До конца 50-х годов XIX в., когда по почину духовенства стали появляться в России братства трезвости, борьба с пьянством ограничивалась нравоучениями, запретительными мерами, примитивными народными и медицинскими мерами.
Отдельные усилия ревнителей трезвости не приносили добрых плодов. Выход из казавшегося было безнадёжным положением дел был найден, когда осознали, что надо объединять желающих жить трезво в приходских учреждениях. В них лучшие представители борцов за народную трезвость, из числа духовенства, не только лично участвовали во врачевании недугующих пьянством, но и привлекали в свои ряды прихожан, среди которых помимо рабочих и крестьян, были учителя приходских школ, врачи, представители интеллигенции и знати.
По статистическим сведениям, приведенным в «Первом антиалкогольном адрес-календаре», в Российской Империи к началу 1911 года значилось 1767 церковных обществ трезвости и при них состояло 498685 человек [1].
Тесное и всестороннее взаимодействие членов трезвеннических обществ способствовало накоплению практического опыта и синтезу идей в деле преодоления пьянства среди населения. Стратегия, предложенная в IV в. Святителем Иоанном Златоустом, призывавшего создавать товарищества, «для того, чтобы истреблять страсть к пьянству» [2], оказалась востребованной.
Благодаря стараниям церковно-приходских обществ трезвости душевое потребление алкоголя к 1913 году снизилось до 3,14 л, то есть было почти самым низким в Европе [3].
Успехи церковных трезвеннических обществ, сообществ «Анонимных Алкоголиков», социально-терапевтических клубов, терапевтических общин, клубов леченых алкоголиков, антиалкогольных клубов, семейных клубов трезвости и разнообразных групп само-взаимопомощи оказались значительнее скромных результатов медицинских вмешательств. Сложившаяся практика способствовала появлению системного биопсихосоциодуховного подхода к решению проблемы пристрастия к ПАВ и действиям.
Участие духовенства в противодействии пьянству и алкогольной болезни было и остаётся требованием пастырской деонтологии, предписывающей священнослужителям не только проповедовать, но и священнодействовать, врачуя «всякую болезнь и всякую немощь» [4].
«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне» [5] – советует апостол Иаков.
Евангелист Матфей повествует о том, как к Иисусу Христу подошел некий человек и, «преклоняя пред Ним колени, сказал: «Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его»» [6]. Иисус избавляет отрока от этой одержимости, а ученикам своим объясняет их бессилие перед лицом тяжелого недуга страждущего неверием их [7].
О необходимости подлинной, чистой, живой веры во Всемогущество Бога и доверии Ему мы находим свидетельства апостола и евангелиста Марка, подробно излагающего диалог Спасителя с отцом беснующегося отрока. Отец сказал: «если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию» [8].
Вера в исцеляющую силу Божию легла в основу деятельности многочисленных дореволюционных трезвеннических обществ. Безраздельную власть алкогольного «Я» над наличным «Я» обуздывали с помощью обетов трезвости, которые давались членами этих обществ во время церковной молитвы.
Присягать на верность трезвому образу жизни стали уже в самом первом обществе трезвости, учреждённом двумястами фермеров в 1789 году в городе Личфилд штата Коннектикут [9].
В России обеты трезвости получили очень широкое распространение с конца XIX века. Вступая в общества трезвости, сотни тысяч людей давали на особом молебне обещания Богу не пить вина и не склонять к тому других на тот или иной срок.
Даёт ли человек себе зарок, присягает ли перед лицом Всесильного Господа Бога или перед «значимыми другими», присягающий верит в то, что взамен его жертвенного самоограничения он высвободит собственные силы для преодоления своего пристрастия или ему придёт спасительная помощь извне.
«Силы слабы у человека. Личной решимости не хватает. А дал зарок, дал обет – явились и силы, достало решимости победить себя», – пишет в своём письме к другу священномученик Иларион Троицкий [10].
Таким образом, зарок придаёт человеку дополнительные силы, делает его более терпеливым, выносливым, и, подобно якорю, удерживает его от срыва.
Обещающий воздерживаться от употребления спиртных напитков, тем самым добровольно накладывает на себя пост, в узком смысле этого слова. Пост – веками испытанное средство, способствующее трезвомыслию и усилению волевого контроля, а также, очищающее организм от всякого рода токсинов.
При этом, вера была и остаётся необходимым условием для дачи зароков, будь то вера в резервные возможности организма, вера в свой коллектив или религиозная вера.
Насколько вера важна в обретении трезвости – свидетельствуют слова, высказанные «отцом американской психиатрии» Бенджамином Рашем в письме к своему другу: «Я принуждён верить, что на пьянство можно действовать только религией. Человеческие средства ни к чему не привели» [11].
«Вера в Бога и соблюдение религиозных предписаний порождает в организме человека ни с чем не сравнимый положительный эффект, который не встречается более ни при каких иных стимулирующих факторах» [12]. «Никакая другая вера, кроме как вера в Бога, не дает разуму и сердцу человека такого покоя и гармонии» [13]. К такому заключению пришёл врач-кардиолог, основатель и почётный директор Бенсон-Генри института Массачусетского общего госпиталя в Бостоне, попечитель Американского института стресса, профессор Гарвардской медицинской школы, Герберт Бенсон, изучая влияние веры на здоровье человека.
Почему же все-таки вера? – задается вопросом исследователь психологии веры, профессор Рада Михайловна Грановская. И даёт такой отвечает: «Вера в нечто высшее играет роль смыслообразующего ориентира, масштаба, она позволяет каждому организовать и упорядочить свою модель мира и реализовать человеколюбивые и жизнелюбивые принципы взаимодействия с людьми и природой». «Вся человеческая культура и наука в своем фундаменте имеет веру. Создается впечатление, что духовный рост без нее невозможен» [14].
И далее. «Что обретает верующий? Как известно, принадлежность к некой вере дает человеку внутри ее рамок нормы и традиции, обряды и принятые образцы поведения. Если человек живет в соответствии с ними, то он существенно снижает вероятность конфликта с окружающими. В той мере, в какой человек разделяет глубинные символы веры, он имеет опору в самые опасные и тревожные моменты своей жизни. Вера создает для его психики массированную защиту, позволяющую выдержать испытания без разрушения личности. Кроме того, система представлений данной религии предлагает человеку совокупность идеалов, следуя которым он может не только понять смысл своего существования, но и направить свою жизнь к великой цели» [15].
В подтверждение сказанному приведу слова крупнейшего представителя народного трезвенного движения 70-х годов прошлого века известного хирурга, академика АМН СССР, лауреата Ленинской премии, профессора Федора Григорьевича Углова, занесенного в Книгу рекордов Гиннеса как самого старого оперирующего хирурга в мире, прожившего 104 года. «За свою жизнь многое пришлось пережить, но искра веры в моей душе всегда помогала и спасала меня в трудные минуты» [16]. Зададимся и мы вопросом: Как же осуществляется вера?
Протоиерей Илья Васильевич Гумилевский в своей магистерской диссертации: «Учение Святого апостола Павла о душевном и духовном человеке», показывает глубинную связь веры через деятельную любовь с волей. Вот как он об этом пишет.
«Вера действует, проявляет энергию, является вдохновением воли не сама по себе, не по своей сущности, как умозрение: причина её активности в любви, она действует любовью или, иначе, любовь действует в вере, любовь проявляет в вере свою сущность, как неодолимое влечение сердца к своему Первообразу. Вера животворится через то, что любит умосозерцаемые предметы, силою чего и подвигает волю к соответствующей деятельности» [17].
Понятно, без решимости, без предельной заинтересованности в осуществлении ожидаемого невозможно изменить свой образ жизни.
«Любовь к Богу по вере в Него борется с естественно греховным складом жизни, перестраивая её по Богу в правде и преподобии истины. Муки разрушения привычных пристрастий сопровождают верующего на всех путях его, но он долго терпит, взирая на Всемогущего Бога: всё переносит ради Возлюбленного, всему верит, о чём бы Он ни говорил, на всё надеется, что бы Он ни обещал (1 Кор. 13, 7)» [18].
Известный современный американский философ Ч. Стивен Эванс, профессор философии и гуманитарных наук Бэйлорского Университета (США), размышляя о вере, связал её с образом жизни. «В общем, религиозная вера по самой своей природе является частью образа жизни. Посвящение себя подобному образу жизни представляется делом, которое должно быть сделано по принципу «всё или ничего», то есть безусловно, если вообще за него браться, даже если доказательства надежности этого дела могут быть разными» [19] — цитата из его книги.
Молитва же, особенно общественная, – есть способ выражения этой веры, сама душа и суть религии. Она насыщает душу «псалмами, пениями, и песнями духовными» [20], вызывает нравственное упоение, религиозный восторг, не оставляя места для пьянства. Духовное упоение «влагает крепость, делает бодрым и сильным… не извращает помыслов, а возбуждает помыслы духовные» [21].
Знакомясь с глубокими размышлениями уверовавшего врача Сергея Аполлоновича Апраксина о посте и молитве, читаем: «Замечательно, что силу веры и молитвы при исцелении болезней начинают ценить и в специально медицинских кружках за-границей. Существуют уже такие больницы, так называемые «христианские санатории», в которых излечение болезней ведётся не только просто медицинским путём, но и поддерживанием здорового молитвенного настроения в болящих со стороны пасторов, и этим путём достигаются результаты, которых не в состоянии была бы достигнуть одна медицинская наука». Здесь автор предлагает ознакомиться с работой Лемме: «Сила молитвы, особенно в отношении излечения больных». И продолжает. «Доктор Э.Лоран недавно издал книгу под заглавием «Медицина души», в которой доказывает, что молитва есть великое целебное средство при всех болезнях тела и души» [22].
Упомянутый ранее доктор Герберт Бенсон посвятил 35 лет своей жизни поиску научно-обоснованного ответа на вопрос: Имеет ли молитва терапевтический эффект?
В интервью для веб-сайта pyles.tv он подтвердил, что между молитвой и исцелением существует прямая зависимость. Он, в частности, сказал: «Мы обследовали людей, которые сосредоточенно многократно повторяли слова молитвы. Магнитно-резонансная томография показала, что при этом имело место уменьшение метаболизма, сердечного ритма, кровяного давления, частоты дыхания и мозговой активности. Таким образом мы получили научное доказательство, что такая молитва влияет на функции тела и борьбу со стрессом» [23].
В настоящее время широко используются религиозно-ориентированные подходы к лечению наркологической и алкогольной зависимости. Так, в протестантской мега-церкви Сэдлбэк, одной из самых влиятельных церквей США, ее основатель пастор Рик Уоррен, не будучи согласен с концепцией Сообществ «АА», разработал в 1991 г. со своим помощником Джоном Бейкером собственную программу реабилитации «Празднуйте выздоровление», состоящую из 8 Принципов, базирующихся на Нагорной проповеди Иисуса Христа, Заповедях блаженств. Эта программа используется более чем в 17000 церквей по всему миру. Более 700 000 человек прошли через неё. По свидетельству пастора Рика Уоррена, 85% человек, прошедших курс, теперь являются активными членами церкви «Сэдлбэк» [24].
Католическая церковь пошла по пути синтеза научного и религиозного подходов в оказании помощи людям, пристрастившимся к ПАВ. В частности, при участии профессора Владимира Худолина, создателя территориальных клубов леченых алкоголиков, в Монселиче (Венето, Италия) 7 июня 1992 г. был основан Центр изучения проблем, связанных с потреблением ПАВ, и исследования духовности, носящий имя святого Франциска Ассизского. Центр расположен в монастыре Святого Франциска. Учебный центр «Сан Франциско» сотрудничает с территориальными итальянскими клубами леченых алкоголиков, основанных в 1979 г. тем же проф. В.Худолиным, а также с Всеитальянской и Международной ассоциациями этих клубов. При монастыре имеется Терапевтическая община (ТО, руководитель отец Данило Салецце), состоящая из лиц, пристрастившихся к ПАВ. В течение 9 — 12 месяцев, пациенты, проживающие в общине, приобщаются к образу жизни, свободному от ПАВ. Это достигается через индивидуальные беседы и групповые встречи, семейные праздники, совместный общеполезный труд, общеоздоровительные мероприятия и свободный доступ к углубленному изучению духовной и религиозной тематик. По выходе из ТО участники реабилитационной программы продолжают по мере необходимости еженедельно встречаться в семейных группах самопомощи [25].
Возле юго-западной границы Китая, в провинции Юньнань, при наркологическом диспансере с 1997 года действует реабилитационный центр «Евангелие» (директор Сюй Чэнюнь), в котором ресоциализация пациентов базируется на использовании молитвы, изучении Библии и взаимопомощи. Результаты говорят сами за себя: на сегодняшний день 60% участников программы избавились от зависимости [26].
Следует отметить, что молитве особое значение придают и в буддийском монастыре Тхам Крабок (Саруби, Таиланд), где с 1959 года успешно проводится реабилитация наркологических больных по программе, которая в обязательном порядке включает в себя священный обет (по-тайски — «сат-ча») – никогда больше не позволять себе употреблять наркотики, одурманивающие вещества, спиртные и другие хмельные напитки. Церемония дачи обета проводится в присутствии старшего монаха непременно в храме [27]. За эту программу её разработчику настоятелю монастыря Шамруну Парчанду в 1975 году была присуждена престижная награда Рамона Магсайсая – азиатский аналог Нобелевской премии [28].
Обет трезвости представляет собой отказ от употребления спиртных напитков, т.е. добровольно наложенный на себя пост, в узком смысле этого слова. Пост и в широком смысле слова, по выражению святителя Василия Великого, является «сожителем трезвости» [29]. Целебная сила истинного поста состоит в том, что он, ослабляя силу плоти, «коня этого делает нам покорным». По той же причине монашествующие отказываются от употребления мясной пищи. Помимо пользы для тела, пост является училищем всякой добродетели и помощником в молитве. Пост и молитва укрепляют и закаливают волю человека. Кроме стимулирования воли они оказывают громадное влияние на сознание, совесть, мысли и чувства человека.
Врач Марковников А.В., анализируя в своем докладе на II-ом Всероссийском Съезде практических деятелей по борьбе с алкоголизмом, (Москва, 6 — 12 августа 1912 года) результаты народного обычая дачи обетов полного воздержания от спиртных напитков лицами, ими злоупотребляющими, из 168 его пациентов, давших зарок, выявил 74 человека, полностью его выдержавшими, что составляет 44 % из 100. Он также говорил: «Чаще выдерживаются обеты, данные на 1 год, – 80 выдержанных на 64 невыдержанных» [30] (55,6%).
«Насколько же популярен, по крайней мере, в Москве, обычай давать зарок, — докладывал А.В.Марковников, – можно видеть из того, что в Даниловском Обществе трезвости было дано зароков за 1905 год – 36616, за 1906 г. – 52093, за 1907 г. – 43776 и за 1908 г. – 41482» [31]. Нетрудно подсчитать: в этом Обществе каждый день в среднем 119 человек связывали себя словом на тот или иной срок не употреблять спиртных напитков.
Исследователь резюмирует: «обычай «зароков» не только имеет право гражданства, но должен быть поддерживаем и распространяем» [32]. «Мои благоприятные для этого обычая выводы, мне кажется, — замечает докладчик, — могут считаться достаточно объективными, ибо я сам нерелигиозный человек, и, кроме того, большой поклонник и пропагандист лечения алкоголизма гипнозом» [33].
Эффективность духовно-интегрированного лечения с использованием религиозного ресурса больного была достоверно продемонстрирована новейшими исследованиями [34].
Укрепляя веру, упражняясь в посте и молитве, находя поддержку в лице ближнего, страждущие недугом пьянства, мало-помалу, освобождаются от плена своего пристрастия и обретают истинное человеческое счастье, живя в радости, любви и мире.
Литература
- Первый антиалкогольный адрес-календарь. Составитель Перебийнос Ф.С. СПб., 1912.
- Святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, толкование на Второе послание к Тимофею. Беседа 1. Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста в двенадцати томах. – С.–Петербург, издание С.-Петербургской Духовной Академии, 1905. -Т.11. -Книга 2. -С.762.
- Захарова Л. Ю., Соколов Ю. А., Кривомаз Ю. А. Путь к трезвости. С.-Петербург, 1997. С. 14.
- Мф. 10, 1.
- Иак. 5, 14.
- Мф. 17, 15-16.
- Мф. 17, 21.
- Мк. 9, 24
- Апостолы трезвости. Очерки и рассказы о борцах с пьянством. С.-Петерб., 1905.- С. 20.
- Иларион Троицкий. Преображение души/Отв. ред. О.А.Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, 2012. –С. 269.
- Апостолы трезвости. Очерки и рассказы о борцах с пьянством. С.-Петерб., 1905.- С. 13.
- Herbert Benson, and Mark Stark, Timeless Healing (New York: Simon & Schuster: 1996). P. 203.
- P. 67.
- Грановская, P. M. Психология веры [Текст]/Р.М.Грановская. – С.-П.: Питер, 2010.-С.15.
- Там же. С.14.
- Непознанный мир веры. – 11-е изд. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. – С.397.
- Протоиерей Илья Васильевич Гумилевский. Учение Святого апостола Павла о душевном и духовном человеке. Киев, Пролог, 2004.- С.154.
- Там же. С.152.
- Философия религии: размышление о вере /Ч. Стивен Эванс, Р. Захари Мэнис; пер. с англ. Д.Ю. Кралечкина. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2011. — С. 211.
- Еф. 5, 19.
- Слово против упивающихся и о воскресении, сказанное во святую и великую неделю Пасхи (395 г.). Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Том 2, книга 1. Изд. 2-е. С. 484-485. С.-П., 1899.
- Апраксин, С.А. «О посте и молитве»: Размышления уверовавшего врача. Санкт-Петербург: журн. «Миссион. обозрение», 1902. – С.33-34.
- Anna LeMind. Dr. Herbert Benson: Prayer Has a Therapeutic Effect. May 10th, 2014. URL: http://www.learning-mind.com/dr-herbert-benson-prayer-has-a-therapeutic-effect/ (Дата обращения: 23.04.2017).
- Message from rick warren.URL: http://www.celebraterecovery.com/index.php/about-us/message-from-rick-warren (дата обращения: 23.04.2017).
- Programma residenziale per persone con disagi alcol correlati. URL: http://www.comunitasanfrancesco.org/programmi/alcoldipendenti/ (дата обращения: 23.04.2017).
- Мировые христианские новости. В Китае молитвой побеждают наркозависимость. 07.10.2015. URL: http://mhn.emmanuil.tv/video/v-kitae-molitvoj-pobezhdayut-narkozavisimost/ (дата обращения: 23.04.2017).
- Rehabilitation. Elements of the Detoxification and Rehabilitation. URL: http://wat-thamkrabok.org/rehabilitation/ (дата обращения: 23.04.2017).
- The Ramon Magsaysay Award Foundation. Parnchand, Phra Chamroon. URL: http://www.rmaf.org.ph/newrmaf/main/awardees/awardee/profile/224 (дата обращения: 23.04.2017).
- Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго Архиепископа Кесарии Каппадокийския. Беседы: Беседа 1. О посте 1-я.- М, Паломник, ч. IV 1993. Репринт 1846 г. С. 10.
- Труды II-го Всероссийского Съезда практических деятелей по борьбе с алкоголизмом. Москва, 6 — 12 августа 1912 года. Том первый. Марковников, А.В., д-р. Значение народного обычая — обетов воздержания от алкоголя, так называемых «зароков». С.1136.
- Там же.
- Там же. С.1137.
- Там же. С.1135-1136.
- Сидоров П.И. Религиозный ресурс ментальной медицины/Экология человека. -2014. -№5. -С.23.
References
- Pervyj antialkogol’nyj adres-kalendar’. Sostavitel’ Perebijnos F.S. SPb., 1912.
- Svjatogo otca nashego Ioanna Zlatoustogo, arhiepiskopa Konstantinopol’skogo, tolkovanie na Vtoroe poslanie k Timofeju. Beseda 1. Polnoe sobranie tvorenij Sv. Ioanna Zlatousta v dvenadcati tomah. – S.–Peterburg, izdanie S.-Peterburgskoj Duhovnoj Akademii, 1905. -T.11. -Kniga 2. -S.762.
- Zaharova L. Ju., Sokolov Ju. A., Krivomaz Ju. A. Put’ k trezvosti. S.-Peterburg, 1997. S. 14.
- Mf. 10, 1.
- Iak. 5, 14.
- Mf. 17, 15-16.
- Mf. 17, 21.
- Mk. 9, 24
- Apostoly trezvosti. Ocherki i rasskazy o borcah s p’janstvom. S.-Peterburg.- 1905.- S. 20.
- Ilarion Troickij. Preobrazhenie dushi/Otv. red. O.A.Platonov. – M.: Institut russkoj civilizacii, 2012. –S. 269.
- Apostoly trezvosti. Ocherki i rasskazy o borcah s p’janstvom. S.-Peterburg, 1905.- S. 13.
- Herbert Benson, and Mark Stark, Timeless Healing (New York: Simon & Schuster: 1996). P. 203.
- Ibid. P. 67.
- Granovskaja, P. M. Psihologija very [Tekst]/R.M.Granovskaja. — Sankt-Peterburg: Piter, 2010.-S.15.
- Tam zhe. S.14.
- Nepoznannyj mir very. – 11-e izd. – M.: Izd-vo Sretenskogo monastyrja, 2011. – S.397.
- Protoierej Il’ja Vasil’evich Gumilevskij. Uchenie Svjatogo apostola Pavla o dushevnom i duhovnom cheloveke. Kiev, Prolog, 2004.- S.154.
- Tam zhe. S.152.
- Filosofija religii: razmyshlenie o vere /Ch. Stiven Jevans, R. Zahari Mjenis; per. s angl. D.Ju. Kralechkina. — M.: Izd-vo PSTGU, 2011. — S. 211.
- Ef. 5, 19.
- Slovo protiv upivajushhihsja i o voskresenii, skazannoe vo svjatuju i velikuju nedelju Pashi (395 g.). Tvorenija svjatogo otca nashego Ioanna Zlatousta, arhiepiskopa Konstantinopol’skogo, v russkom perevode. Tom 2, kniga 1. Izd. 2-e. S. 484-485. S.-Peterburg, 1899.
- Apraksin, S.A. «O poste i molitve»: Razmyshlenija uverovavshego vracha. Sankt-Peterburg: zhurn. «Mission. obozrenie», 1902. – S.33-34.
- Anna LeMind. Dr. Herbert Benson: Prayer Has a Therapeutic Effect. May 10th, 2014. URL: http://www.learning-mind.com/dr-herbert-benson-prayer-has-a-therapeutic-effect/ (Data obrashhenija: 23.04.2017).
- Message from rick warren.URL: http://www.celebraterecovery.com/index.php/about-us/message-from-rick-warren (data obrashhenija: 23.04.2017).
- Programma residenziale per persone con disagi alcol correlati. URL: http://www.comunitasanfrancesco.org/programmi/alcoldipendenti/ (data obrashhenija: 23.04.2017).
- Mirovye hristianskie novosti. V Kitae molitvoj pobezhdajut narkozavisimost’. 07.10.2015. URL: http://mhn.emmanuil.tv/video/v-kitae-molitvoj-pobezhdayut-narkozavisimost/ (data obrashhenija: 23.04.2017).
- Rehabilitation. Elements of the Detoxification and Rehabilitation. URL: http://wat-thamkrabok.org/rehabilitation/ (data obrashhenija: 23.04.2017).
- The Ramon Magsaysay Award Foundation. Parnchand, Phra Chamroon. URL: http://www.rmaf.org.ph/newrmaf/main/awardees/awardee/profile/224 (data obrashhenija: 23.04.2017).
- Tvorenija izhe vo svjatyh otca nashego Vasilija Velikago Arhiepiskopa Kesarii Kappadokijskija. Besedy: Beseda 1. O poste 1-ja.- M, Palomnik, ch. IV 1993. Reprint 1846 g. S. 10.
- Trudy II-go Vserossijskogo S#ezda prakticheskih dejatelej po bor’be s alkogolizmom. Moskva, 6 — 12 avgusta 1912 goda. Tom pervyj. Markovnikov, A.V., d-r. Znachenie narodnogo obychaja — obetov vozderzhanija ot alkogolja, tak nazyvaemyh «zarokov». S.1136.
- Tam zhe.
- Tam zhe. S.1137.
- Tam zhe. S.1135-1136.
- Sidorov P.I. Religioznyj resurs mental’noj mediciny/Jekologija cheloveka. -2014. -№5. -S.23.