• DanishEnglishItalianNorwegianRussianSerbian

Подготовка ведущих семейных клубов трезвости как вариант дополнительного образования взрослых

Training OF club-workers of the FAMILY SOBRIETY CLUBS AS AN alternative extended EDUCATION for adults

Горячева А.А., Бабурин Алексей (протоиерей), Чубукова И.В.

Goryacheva А.А., Baburin Alexey (priest), Chubukova I.V.

УДК 37.043

Публикация тезисов в сборнике Всероссийской конференции «Пути и условия совершенствования системы профилактики зависимых форм поведения и противодействие проникновению идеологии экстремизма и терроризма в образовательной среде»,  проходившей 31 мая 2018 года в МГТУ им. Баумана в городе Москве.


 Аннотация: в статье рассматриваются основные подходы в образовательной деятельности Викариатской школы подготовки работников семейных клубов трезвости (СКТ) на базе храма Всех Святых во Всехсвятском на Соколе (Москва) для реабилитации людей, зависимых от употребления ПАВ, и их родственников. Реализуемая в школе инновационная педагогическая программа осмысливается с позиций системного семейного подхода и волонтерского движения Русской Православной Церкви. Раскрываются технологическая и личностная составляющие в учебном процессе как стороны образования взрослых.

Ключевые слова: семейные клубы трезвости, православие, андрагогика, субъект-субъектный подход, волонтеры.

Abstract: this article describes the main educational approaches to the rehabilitation of addicted people and their relatives, used by the Vicariate School for training club-workers of family sobriety clubs (SKT), located at premises of the Church of all the Saints on Sokol (Moscow). The innovative pedagogical program implemented in this school is understood from a standpoint of the system family approach and the volunteer movement of the Russian Orthodox Church. Technological and personal components of the educational process are recognized as part of education for adults.

Key words: family sobriety clubs, Orthodox Christianity, andragogy, subject-to-subject approach, volunteers.

Семейные клубы трезвости стали сегодня одной из основных форм работы по утверждению трезвости.

Их серьезное преимущество по сравнению с традиционными общинами и братствами трезвости заключается в использовании семейного, то есть естественного искони для человека, принципа межличностного взаимодействия, возвращающего человека в разрушенный прежде контекст близких, доверительных, родственных отношений. Вторым плюсом является клубная форма общения, предлагающая добровольный, почеркнуто свободный формат участия во взаимодействии, с вниманием к личному достоинству страждущего.

Недостатком данной формы является временная протяженность работы, медленный темп изменений в личном самоосознании и в способах взаимодействия с ближними. Многие видят в этом низкую эффективность данной формы трезвенной работы. Но, с другой стороны, неторопливость клубных встреч — обстоятельство, работающее на пользу участнику клуба, а особенно семье, ведь именно она является объектом помощи.

Подготовка волонтеров для квалифицированного ведения клуба осуществляется в Викариатской школе Северного викариатства города Москвы, то есть при храме Всех Святых на Соколе.

Школа существует уже четыре года, и есть необходимость проанализировать ее деятельность для обеспечения развития данного направления дополнительного образования взрослых.

Клубы же в утвердившейся сегодня форме, реализованной впервые у нас в стране священником Алексием Бабуриным, существуют более 20 лет, но осознание необходимости школы ведущих пришло не сразу. Казалось, что энтузиазма трезвого и верующего человека вполне достаточно для успешного ведения клуба, ведь роль его достаточно проста и малозаметна, основную работу по введению страждущего в систему здоровых отношений выполняет сам клуб. Но практика показала, что ведущий СКТ – это человек, который встал на путь пожизненного углубленного самообразования.

Викариатская школа стала удачной формой подготовки ведущих, гармонично сочетая первичное ознакомление слушателей с проблематикой зависимости и концептуальными основами трезвого образа жизни семьи с дальнейшим погружением в профессиональные тонкости работы с клубом как весьма специфической группой.

Первоначальные трудности с подготовкой ведущих были связаны с представлением о достаточности традиционного механизма в передаче умений: делай как я и передай это следующему кругу делателей. Затруднения обусловлены тем, что прекрасные практики, и в том числе многоопытные деятели трезвенного движения, часто не знают, как обучить ведущего клуба или общины трезвости, то есть как обучить ВЕДЕНИЮ клуба. На семинарах и тренингах в ряде распространенных пособий зачастую речь идет в большей степени о научении трезвому просвещению, передаче информации, рекламе трезвого образа жизни (ролик, плакат, культурные календарные мероприятия, в том числе семейные), но нет передачи опыта последовательной, постепенной и долговременной (3-5, а то и 10 лет) работы с травмированной семьей, с людьми, находящимися во взаимном разочаровании, бессилии и претензиях. Поддержку и энергию дает семье клуб трезвости – не через умные советы, а через совместное и трудное преодоление долгого пути к трезвости, который становится путем к новой жизни и новому, преображенному человеку.

Преподаватель школы должен уметь обучать, доходчиво излагая материал, но не ограничиваться теорией, а одновременно уметь продемонстрировать приемы, например, мотивационного консультирования или диагностики, а также научить применять, скажем, различные способы убеждения или варианты ведения диалога, в организации практической деятельности учащихся.

Виды помощи страждущим, в соответствии с био-психо-социо-духовной концепцией здоровья человека, сегодня варьируются от фармакологической поддержки и техник детоксикации до способов психологической коррекции, копинг-стратегий и психотерапевтической реабилитации. Академический подход в системе Викаритской школы предполагает сообщение знаний по четырем названным уровням работы с человеком как индивидом и личностью: медицинская наркология, психология семьи и навыки саморегуляции, педагогика здорового образа жизни и педагогика досуга, антропология, этика и аксиология. Недостаточная возможность использования академической формы образования в виде лекций и семинаров связана с трудностью усвоения материала по трезвенной тематике в привычной форме обучения, в связи с акцентом внимания слушателя на «личном интересе», на личностном компоненте в обучении, и требует поэтому применения инновационных и технологичных способов обучения (диалоговые беседы, тренинговые семинары, видеофиксация занятия с последующей обратной связью во время занятия, дистанционное изучение материала посредством просмотра видеозанятий).

Особенности содержания обучения трезвому образу жизни задействуют вольно и невольно воспитательную сторону образовательного процесса. Слушатель сталкивается с необходимостью переосмысления религиозных и гражданских ценностей, с преодолением эгоизма в формировании своей позиции в тренингах отношений, учится слышать другого в духовно-ориентированном диалоге. В целом, школа базируется на педагогическом девизе «человек не дан, а задан», что подразумевает гармоничное сочетание в ее деятельности воспитания ума, воли и чувства.

Поскольку обучение семейной трезвости собирает прежде всего круг непосредственно заинтересованных лиц, то и ведущие в основном выходят из этой среды, то есть они на личном опыте знакомы с проблемами дисфункциональной семьи. Следовательно, преподаватели Викариатской школы строят учебные программы, учитывая взрослый возраст слушателей, а также личностные особенности контингента, связанные с пережитыми семейными стрессами и дефицитом межличностного взаимопонимания. Таким образом, в учебном процессе осуществляются два педагогических подхода: андрагогический и адаптивный, связанный с простраиванием индивидуальных маршрутов обучения для разных учащихся, — что более подробно изложено в статье «Концептуальные основы деятельности викариатской школы подготовки работников семейных клубов трезвости» [1].

Остановимся на андрагогической составляющей. Мотивация слушателей различна, можно выделить как минимум три категории учащихся. Первые – те, кто нацелен на получение сертификата, обычно имеющие багаж одного или двух высших образований, — они имеют четкое представление о желаемой квалификации и настроены совершенно конкретно на волонтерское служение, поэтому рассчитывают на прохождение минимального курса и получение сертификации в сжатые сроки. Иные, получая первое профессиональное образование, имеют весьма размытое представление о своем профессиональном амплуа и не уверены, что хотят стать ведущими клуба, тратя силы на волонтерскую работу. Третьи, обнаружив в ходе психологических проработок собственные личностные и семейные проблемы, — уклоняются в восполнение собственного дефицита, преодоления собственных противоречий, выстраивания нового жизненного маршрута. Личная полезность последнего варианта обучения понятна, но сомнительная для движения трезвости, ведь при этом преподаватели просто занимаются трудом милосердия, а приходы по-прежнему нуждаются в открытии новых клубов.

Задача профессионального преподавателя – переориентировать последний вектор интереса, настроить слушателей на специализацию, не игнорируя при этом и их насущные проблемы.

Особое место в системе подготовки ведущего СКТ занимает мировоззренческое обеспечение становления его личности, формирование православных духовных ориентиров и просоциальных ценностей, соответствующих этике церковного служения. Кроме того, для ведущего важно иметь отчетливое представление об идеологии самих клубов как модели семьи: что на первом месте – пассивное сострадание или активное соучастие? В каких формах они приемлемы и что предпочтительно на клубе и в семье? Нередко человек заблуждается относительно своей роли в семье, да и просто устает от бессмысленной конфронтации, и приводит ближнего на клуб чтобы получить самому некоторое облегчение, «сдать» его клубу. Понятно, что вместо эмпатической поддержки друг друга члены такой семьи ощущают изоляцию, отвержение, ненужность, да и осуждение. Поэтому подготовка потенциального ведущего к решению мировоззренческих семейных вопросов не сводится к ознакомительному курсу ОПК, а требует освоения функции исследователя семейных отношенческих парадигм.

По представлениям современной андрагогики, важная составляющая образования взрослых – личный запрос на развитие [2, c. 5]. Необходимо учитывать, что принцип взаимосвязи личностного и профессионального развития является универсальным.

Не взирая на рост технологичности образования, человеческое измерение профессиональной подготовки остается приоритетным, и сегодня для работы в клубах востребованы  специалисты, способные осуществлять профессиональную деятельность на качественно новом, — творческом уровне.

Мотивация взрослого к получению дополнительного образования, помимо утилитарной цели приобретения знаний, умений и навыков для новой квалификации, окрашена ожиданиями удовлетворения от личностного смысла профессиональной деятельности.

В образовании взрослых, кроме традиционного подхода, подразумевающего полноту передачи сведений и умений с максимальным приближением к заранее намеченному образцу, целесообразно использование еще двух подходов: деятельностного и развивающего. Школа активно реализует деятельностный подход через интерактивное взаимодействие учащихся в ходе занятий и тренингов. Имеет место и контекстный подход (использование большого жизненного опыта и рефлексии взрослого).

Процесс взаимодействия педагога и учащегося в школе для взрослых – субъект-субъектный. Как это часто бывает у студентов, взрослый ученик участвует в отборе содержания обучения, усваивает не только и не столько объем изучаемого, сколько образ личности и образ жизни педагога, становящегося при этом просто «компетентным коллегой», обеспечивающим продвижение слушателя по его учебной траектории.

Кроме того,  запрос на обучение в Викариатской школе  часто связан со смещением ценностей человека в сторону служения ближнему, в ходе формирования христианского сознания, «самопреобразования» человека [2, c. 10].

Еще одна причина роста актуальности дополнительного образования взрослых – глобальные изменения в культурном пространстве, в связи с уходом, как было отмечено выше, традиционного механизма передачи культурного наследия, так что человек нуждается в дополнительной помощи, чтобы разобраться в себе. Эта составляющая подготовки названа исследователями «экзистенциальной» и как нельзя более успешно осуществляется как в процессе подготовки взрослого человека к ведению клуба трезвости, так и в ходе самой деятельности по руководству клубом.

Таким образом, можно констатировать факт, что Школа подготовки ведущих СКТ отвечает своим существованием на два запроса современности: и запрос социума на подготовку кадров ведущих клубов трезвости, и одновременно – запрос личности нашего взрослого современника на развитие через профессиональное совершенствование.


Список литературы:

  1. Горячева А.А., Бабурин А.Н., протоиерей, Магай А.И. Концептуальные основы деятельности Викариатской школы подготовки семейных клубов трезвости // Социальное служение Православной Церкви: проблемы, практики, перспективы (Санкт-Петербург, 23-25 ноября 2017 г.). – СПб.: Изд. РХГА, 2017. – С.254-259.
  2. Егоров Г., свящ., Меланина Т.В. Личностное и профессиональное развитие взрослого человека в пространстве образования: теория и практика. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. – 114 с.

Сведения об авторах:

Горячева Анна Аркадьевна, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ПСТГУ), Москва, старший преподаватель, annapds@yandex.ru, +7(915)433-8035

Бабурин Алексей Николаевич, протоиерей, Межрегиональное общественное движение в поддержку семейных клубов трезвости (МОД СКТ), председатель Правления, Москва, pskt.doctor@yandex.ru, +7(926)357-7024

Чубукова Ирина Владимировна, кандидат юридических наук, доцент, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова

 

About author

Goryacheva Anna, St.Tikhon’s Orthodox University, Moscow

Baburin Alexey, priest, Interregional social movement supporting Family, Sobriety Clubs, Moscow

Chubukova Irina, associate Professor, Plekhanov Russian University of Economics

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *