• DanishEnglishItalianNorwegianRussianSerbian

Духовно-ориентированный подход в практике помощи психически больным с религиозным мировоззрением

УДК 130.3+614

ДУХОВНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРАКТИКЕ ПОМОЩИ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫМ С РЕЛИГИОЗНЫМ МИРОВОЗЗРЕНИЕМ

Магай Андрей Игоревич1,2, Бабурин Алексей Николаевич1,2, протоиерей, Копейко Григорий Иванович1, Борисова Ольга Александровна1

[1] ФГБНУ Научный центр психического здоровья, Москва

[2] Межрегиональное общественное движение в поддержку семейных клубов трезвости (МОД СКТ), Москва

Аннотация: В статье предпринимается попытка осмысления возможностей использования духовно-ориентированного подхода в оказании внестационарной помощи психически больным с религиозным мировоззрением. Рассматриваются ресурсы православной религиозной веры, и предлагается модель комплексной медико-социальной реабилитации на основе духовно-ориентированного подхода с учетом опыта работы реабилитационных программ на базе ФГБНУ НЦПЗ.

Ключевые слова: духовно-ориентированный подход, помощь психически больным, Т.А. Флоренская.

Spiritually-oriented approach in the practice of help to mentally ill with a religious worldwiew

Magay Andrey1,2, Baburin Aleksey1,2, priest, Kopeyko Grigoriy1, Borisova Olga1, Kazmina Elizaveta1

[1] Mental Health Research Center (MHRC), Moscow

[2] Interregional social movement supporting Family Sobriety Clubs, Moscow

Abstract: This article is an attempt to understand the posibilities of the use of spiritually-oriented approach in providing outpatient care to mentally ill with a religious worldwiew. Resources of orthodox religious belief are considered, and the model of complex medico-social rehabilitation on the basis of the spiritually-oriented approach taking into account experience of rehabilitation programs on the basis of MHRC is offered.

Keywords: spiritually-oriented approach, help to mentally ill, T.A. Florenskaya.

В условиях современного российского общества представляется весьма актуальным вопрос оказания психиатрической помощи людям с религиозным мировоззрением. Анализ доступной в сети Интернет информации показывает, что в 2016 году в России количество верующих составляло 69% [4] от общего количества населения. По данным официальной статистики в 2016 году на учете в лечебно-профилактических организациях с психическими расстройствами и расстройствами поведения находились около 1,5 млн человек [5]. У значительного количества (от 10 до 70% по разным источникам) из этого числа [1] имеется коморбидная наркологическая патология.

Исследования проблемы оказания психиатрической помощи людям с религиозным мировоззрением осуществляются по всему миру. В настоящее время существует более 3 тысяч научных исследований, касающихся области влияния религии или духовности на здоровье [6]. Духовность и религиозность используются в качестве важного параметра измерения качества жизни Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), а Всемирная психиатрическая ассоциация (WPA) имеет в своем составе отдельную секцию, занимающуюся вопросами религии, духовности и психиатрии.

Отечественные психиатрические исследования в этой области значительно регрессировали в связи с наблюдавшимся атеистическим периодом в истории России. Однако в последнее время наблюдается   возвращение интереса к проблеме, о чем свидетельствует проведение 20-21 апреля 2017 года I Международной Московской конференции «Религиозность и клиническая психиатрия», в которой приняли участие ведущие психиатры из 6 стран. На протяжении свыше 25 лет в структуре ФГБНУ НЦПЗ действует отдел по изучению особых форм психической патологии, занимающийся исследованием вопросов психической патологии у больных с религиозным мировоззрением. В рамках научных изысканий ведется работа по исследованию вопросов духовности, религиозности и психического здоровья, особое место уделяется духовно-ориентированному подходу и разработке технологий комплексной помощи данной группе больных.

Важнейшей задачей, которую ставят перед собой специалисты в области охраны психического здоровья, является выработка общего языка общения, способного сделать понятными клинический опыт практической медицины и многотысячелетний опыт духовного осмысления представлений о личности человека, причинах психических страданий и способов совладания с ними. Представляется необходимым установление продуктивного взаимодействия врача и священнослужителя, научного сотрудника и работника системы здравоохранения в оказании помощи больным, страдающим психическими расстройствами.

По мнению ряда исследователей, выделяются положительные функции обращения к религиозной жизни у психически больных людей:

  • религиозная вера способствует обретению смысла и цели в жизни, что особенно проявляется в переживаниях болезни, страданий и смерти. В этом случае религиозная вера способствует укреплению личности и повышает способность переносить тяжелые жизненные испытания.
  • Религиозный опыт положительно влияет на чувство контроля над ситуацией. Человек, испытывающий жизненные сложности и утрачивающий способность контролировать ситуацию, обращается к Богу, который способен позаботиться о человеке в любом случае.
  • Люди с религиозными переживаниями испытывают чувство благополучия, которое является следствием испытываемых верующим человеком положительных эмоций, таких как радость и чувство благодарности. В то же время религиозное мировоззрение помогает справляться с негативными чувствами, такими как гнев, а также развивает умение прощать обиды.
  • Религиозная организация формирует в человеке чувства родства и связанности общими ценностями и смыслами. Благодаря тому, что члены религиозной организации ощущают себя единомышленниками, происходит развитие отношений в сообществе, образуются тесные взаимосвязи среди участников общины. Религиозная сообщество становится источником дополнительных ресурсов для нуждающихся в помощи.
  • Религиозное мировоззрение обладает способностью к трансформации ценностно-смысловых образований личности, благодаря чему происходит переориентация во взглядах и обретается иная направленность в поступках больного [10].

Для практической реализации духовно-ориентированного подхода в оказании помощи психически больным особое значение имеет установление междисциплинарных границ компетентности специалистов, когда отдельные вопросы религиозной жизни не будут рассматриваться врачами и психотерапевтами как проявление психического заболевания.  С другой стороны, религиозная вера и жизнь по ней под руководством опытного священнослужителя способны помочь больному сопротивляться болезненному процессу, приспособиться к нему и компенсировать дефекты, внесенные болезнью в личность больного. Задачей команды специалистов в данном случае является посильная помощь человеку в усвоении духовного опыта и коррекция сопутствующих психиатрических и психо-социальных расстройств.

Православный духовно-ориентированный подход в реабилитации психически больных  основывается на православном антропологическом понимании личности как единства трех сфер – духа, души и тела, а нахождение тела, души и духа в согласии и в гармонии друг с другом при условии преобладающего влияния сферы духа определяет состояние здоровья [7]. Практическим наполнением такой работы являются мероприятия конфессиональной направленности (исповедь, причастие, пастырское попечение), а также широкий круг медико-психологических, социо-терапевтических, педагогических и духовно-нравственных воздействий. Важнейшим особенностью является их осмысление в традиции православных религиозных ценностей и духовных смыслов, а одним из наиболее желательных инструментов в осуществлении духовно-ориентированного подхода является использование психообразовательных мероприятий.

По мнению А. Лэнгле, правильный выбор места психотерапевта в психообразовательной модели работы с пациентом позволяет ему занять положение, в котором внутренние границы и внешние рамки личности оказываются в равной степени вовлечены в процесс обретения жизненных смыслов. В традиции феноменологического подхода исследование фундаментальных мотиваций человека способствует обретению ответа на главный вопрос своей жизни — ее экзистенциального смысла. Установление понимающей связи с другим человеком, где двое встречаются как личности, является условием экзистенц-анализа [9].

В отечественной психотерапевтической науке широкие знания в области клинической  психологии, включающие в себя и глубокое понимание логотерапии, а также опора на святоотеческое предание Русской Православной Церкви позволили Т.А. Флоренской сформулировать концепцию духовно-ориентированного диалога, ключевыми понятиями которого являются «доминанта на собеседнике» и «вненаходимость». Использование таких разнообразных феноменологических понятий способствует расширению объяснительной «модели» духовно-ориентированной терапии. Основополагающим выводом диалогического подхода Флоренской является установление помимо горизонтального измерения (общаются двое) еще и вертикальное измерения диалога — обращенность к связующему их третьему лицу. В этом Лице Т.А. Флоренская предполагает образ Божий в каждом человеке, о котором свидетельствует «голос совести», который «является личным внутренним наставником» [8]. Последовательное развитие идей духовно-ориентированного диалога в работе духовно-ориентированных программ помощи психически больным создают устойчивый базис в практической деятельности специалистов в области охраны психического здоровья.

Успешным примером реализации подобной деятельности является опыт работы реабилитационных программ для психически больных и людей, страдающих зависимостью от психоактивных веществ. На протяжении более чем двадцати лет на базе ФГБНУ НЦПЗ действует конфессионально-ориентированная реабилитационная программа для больных эндогенными психическими заболеваниями, основанная на духовном ресурсе православной общины [3]. Специалистами Межрегионального общественного движения в поддержку семейных клубов трезвости (МОД СКТ) совместно с врачами и психологами ФГБНУ НЦПЗ реализуется амбулаторная программа реабилитации больных, зависимых от употребления психоактивных веществ, и членов их семей, основанная на религиозном мировоззрении [2].

Список литературы:

  1. Бабурин А.Н., Магай А.И., Казьмина Е.А., Гедевани Е.В., Болтрукевич М.Д. Технология конфессионально-ориентированной реабилитации больных эндогенными психическими заболеваниями с алкогольной зависимостью. // Материалы Первой Московской Международной конференции «Религиозность и клиническая психиатрия», Сборник научных трудов.– М.: «Сам Полиграфист», 2017 г, С. 96 – 100
  2. Бабурин А.Н., Соборникова Е.А., Магай А.И., Казьмина Е.А. Семейные клубы трезвости как подход в реабилитации лиц, зависимых от употребления алкоголя и их созависимых родственников // Вопросы наркологии. — 2016. — №11-12. — С.101-104
  3. Борисова О.А., Гусев В.В., Дробашенко Т.Г., Пятницкая Л.Н., Слоневский Ю.А., Комисарова С.А. Опыт конфессионально-ориентированной реабилитационной работы с психическими больными, основанной на анализе их религиозного мировоззрения. // Консультативная психология и психотерапия. — 2010. — № 3. -С.176-187
  4. Время веры или суеверий? Исследование ВЦИОМ, 2016 год. -https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115677 (дата обращения 01.10.2018)
  5. Здравоохранение в России. Росстат, 2017 год . — www.gks.ru/free_doc/doc_2017/zdrav17.pdf (дата обращения 01.10.2018)
  6. Копейко Г.И., Борисова О.А., Казьмина О.Ю. Религиозные копинг-стратегии в реабилитации психически больных. // Психиатрия. – 2016. — №2(70). – с. 40-49
  7. Мелехов Д.Е. Психиатрия и актуальные проблемы духовной жизни: Сборник памяти профессора Д.Е. Мелехова.— М. : Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2011.— 168 с.
  8. Флоренская Т.А. Слово и молчание в диалоге. // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1996. № 1. С. 50–61
  9. Langle A. Existential Analysis—a Psychotherapeutic Understanding of Human Existence. // Mental Health: Meeting the Needs of the XXI Century. Collection of scientific papers, on materials of the Congress on Mental Health: Meeting the Needs of the XXI Century. PH “Gorodets”, 2016. –– 357-358
  10. Pargament K. The Psychology of Religion and Coping: Theory, Research, Practice. New York : Guilford Press, 1997. 548 p.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *