• DanishEnglishItalianNorwegianRussianSerbian

Роль семейного сообщества в программе психосоциальной реабилитации больных с коморбидной патологией и религиозным мировоззрением

III Российская конференция с международным участием «Психическое здоровье семьи в современном мире» состоялась 24–25 октября 2019 г. в Томске на базе НИИ психического здоровья Томского НИМЦ (Томск, ул. Алеутская, 4)

Сборник_Семья_Томск_2019-с-обложкой (PDF)


А.И. Магай1,2, А.Н. Бабурин1,2, Г.И. Копейко1, О.А. Борисова1

[1] ФГБНУ Научный центр психического здоровья, Москва, Россия

[2] Межрегиональное общественное движение в поддержку семейных клубов трезвости, Москва, Россия

Активное развитие реабилитации в медицине и смежных областях знаний, а также научно-практическая разработка психосоциальных подходов в реабилитологии является важнейшей характеристикой современного состояния науки. Целостный интегративный подход становится «золотым стандартом» в лечении психически больных. Особое место в разработке новых подходов в реабилитации занимают стратегии по созданию терапевтического сообщества с выстраиванием эффективных социальных сетей среди больных, членов их семей, а также людей, осуществляющих помощь и поддержку. Подобное решение оказывает положительное влияние на уровень социального функционирования и способствуют повышению эффективности лечения.

Коморбидные ассоциированные двойные состояния – психопатологические образования, наблюдаемые при хроническом психическом заболевании и одновременном употреблении психоактивных веществ (Бохан Н.А., 2009). В реабилитации данной группы больных отмечена необходимость использования как психосоциальных, так и социотерапевтических методов работы (Дудко Т.Р., 2003, Сидоров П. И., 2006). Исследователи обращают внимание на значимость разносторонности усилий (мультидисциплинарный подход) и использование многообразных и персонализированных форм (моделей) реабилитационных мероприятий (Соборникова Е.А., 2013).

Отмечающийся в последние два десятилетия повышенный интерес к проблемам религиозности у психически больных, а также изучение влияние конфессионально-ориентированных реабилитационных технологий на клинику и лечение больных с религиозным мировоззрением определяется значительным числом практикующих верующих в России. Согласно ряду социологических исследований, свыше 65% населения России причисляют себя к православным христианам, а религия является важнейшим, а в некоторых случаях единственным ресурсом, к которому прибегают больные и их родственники, столкнувшиеся с проблемой хронической психической патологии (Борисова О.А. и др., 2016 г.).

В дальнейшем исследовании при указании на религиозное мировоззрение будет учитываться опыт работы с больными православной христианской традиции.

В традиционной христианской системе ценностей не вызывает сомнения важность института семьи. Устроение семьи по типу Малой Церкви является важнейшим положением, которое оказывает влияние на взаимоотношения группы людей в семьях верующих. Православная община рассматривается как многосемейное сообщество, объединившееся на основе религиозных ценностей.

Научные исследования семьи в аспектах формирования и прогредиентности психической патологии свидетельствуют о том, что нарушение семейной структуры является одним из важнейших факторов в поддержании патологического состояния у больных с аддиктивными расстройствами (Москаленко В.Д., 2014). Отмечено положительное влияние на становление ремиссии в случае участия в реабилитационном процессе всей семьи у пациентов, страдающих хроническими психическими заболеваниями (Солохина Т.А. и др., 2012). В связи с этим у больных с коморбидной патологией и религиозным мировоззрением семья является мощнейшим ресурсом, который необходимо использовать при создании современного программы психосоциальной реабилитации в условиях семейного сообщества.

Научные исследования среди семей с аддиктивными расстройствами и психической патологией, проводившиеся специалистами Белградской антиалкогольной школы в конце XX века, позволили выделить патологические внутрисемейные механизмы, которые обеспечивают малую терапевтическую динамику зависимого поведения больных в случае индивидуальных форм работы. Известный представитель югославской школы Бранко Гачич использовал семейный подход в коррекции проблем, вызванных аддиктивными расстройствами. Другой крупный исследователь, экс-президент Всемирной ассоциации социальной психиатрии Владимир Худолин, предложил использовать принцип многосемейного сообщества для помощи больным с аддиктивной патологией и пограничными психическими заболеваниями.

Теоретическим обоснованием реализации семейного подхода являются положения общей теории систем Л. фон Берталанфи и принципы системной семейной терапии М. Боуэна. В основе такой работы находится понимание семьи как части общей экосистемы с собственным «гомеостазом», что позволяет проводить «интенсивную комбинированную семейную терапию алкоголизма» (Nastasic P., 2017). Согласно концепции «выраженных эмоций» у больных эндогенными психическими заболеваниями более чем в два раза выше уровень развития рецидивов психического заболевания в том случае, если они живут в семьях с высоким уровнем эмоционального напряжения (Bebbington P. at al, 1994).

В рамках семейного сообщества в условиях реабилитации необходимо провести оценку и коррекцию ценностных установок на различных уровнях взаимодействия участников процесса. В традиции системного семейного подхода постулируется, что семья как система определяется совокупностью всех элементов, составляющих ее. Таким образом, семья значительно больше, чем набор характеристик каждого из ее членов. В этой связи необходим целостный анализ специфических эмоциональных потребностей, взаимосвязей и взаимных интеракций членов семьи в общей сети. На экосистемном уровне, который представляется более объемным, чем просто сумма характеристик социальных групп, составляющих семейную систему, проблемы в семье рассматриваются как результат множественных нарушений взаимодействий семьи и окружающего ее сообщества. На социальном уровне принимаются во внимание различные социо-культурные факторы, оказывающие влияние на больного и членов его семьи. Определяющим является отношение культурной среды к потреблению алкоголя — принятие алкогольного поведения поддерживает высокий уровень алкоголизма в обществе, в то же время внимательное отношение к больным, столкнувшимся с проблемами зависимого поведения, снижает уровень стресса и повышает уровень социальной поддержки в социальной сети. Другим фактором является уровень развития общественного сознания в области помощи больным, страдающим психическими заболеваниями. О высоком уровне социальной ответственности и культуре семейной поддержки свидетельствует, когда члены семьи признаются в качестве естественных помощников, партнеров на всех этапах лечения человека с психическим заболеванием. На семейном уровне психические проблемы в связи с коморбидными расстройствами способны оказывать негативный эффект на функционирование семьи в той степени, в которой семейная система считает для себя невозможным преодоление возникших проблем без использования алкоголя и дезадаптивных форм поведения. Убежденность пациента и его родственников в том, что употребление алкоголя «помогает» в преодолении личностных проблем или способно справиться с болезненными симптомами и проявлением психической патологии поддерживает систему верований и укрепляет формы поведения, которые инициируют злоупотреблениеВ то же время конструктивная работа с ценностями и личностными смыслами в рамках психообразования в условиях семейного терапевтического сообщества оказывает выраженное антинаркотическое действие, способствует коррекции дисфункционального семейного стиля и межличностных отношений и информированию по вопросам психического заболевания и его лечения, помогает в развитии навыков эффективного решения проблем, положительно влияет на выработку и поддержание  реалистичных ожиданий, а также повышение приверженности лечению.

Югославский опыт реабилитации, основанный на многосемейном сообществе, в религиозной среде нашел свое выражение в деятельности приходских семейных клубов трезвости. Реабилитационная программа для людей с коморбидной патологией и религиозным мировоззрением осуществляется на базе приходов Русской Православной Церкви (Бабурин А.Н. и др., 2016). Исследование эффективности программы конфессионально-ориентированной реабилитации больных эндогенными психическими заболеваниями с алкогольной зависимостью, проводившееся на базе ФГБНУ НЦПЗ в 2016-2018 гг., подтвердило высокую эффективность технологии, сочетающей в себе мультидисциплинарный подход, семейную системную терапию и религиозные копинг-стратегии (Копейко Г.И., 2019).

У больных с религиозным мировоззрением наиболее успешное функционирование семейного сообщества отмечается в условиях православного прихода. Погружение в практическую религиозную жизнь позволяет принять новую реальность, помогает переосмыслить отношение к болезни, найти новые смыслы, которые включают в себя и необходимость лекарственного лечения, а также медицинских манипуляций в связи с психическим заболеванием. Принадлежность семейного сообщества к поддерживающей группе, каковой является православная религиозная община, позволяет расширить репертуар социального взаимодействия, получить необходимую поддержку в условиях религиозной социальной сети, освоить новые стратегии религиозного копинг-поведения.

Различные формы религиозной активности семейного сообщества в структуре конфессионально-ориентированной программы реабилитации направлены на решение практических задач на соответствующих уровнях функционирования больного. На индивидуально-психологическом и психофизиологическом уровне учитываются следующие личностные особенности, требующие коррекции — стремление быть в центре внимания, «поверхностный интеллект», боязливость, эмоциональная чувствительность и ранимость, обидчивость. На социо-культурном уровне возможными мишенями работы становятся инфантилизм, неустойчивая самооценка, культурное недоразвитие, беспринципность, нарушение поло-ролевой идентификации. На духовно-нравственном уровне обращают внимание на следующие личностные особенности — эгоизм, эгоцентризм, стремление к самоутверждению, «размытая» или перевернутая иерархия ценностей, стремление «казаться», потребительство, стремление получать удовольствия от жизни (гедонизм).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *