Психообразовательные технологии в структуре реабилитационной деятельности у психически больных с религиозным мировоззрением
Psychoeducational technologies in the structure of rehabilitation activities of mentally ill patients with religious worldview
Бабурин А.Н. [1,2], Казьмина О.Ю., к.п.н. [1], Магай А.И. [1,2], Казьмина Е.А. [1]
Baburin A. N. [1,2], Kazmina O. Yu., Ph.D. [1], Magay A. I. [1,2], Kazmina E. A. [1]
[1] Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научный центр психического здоровья» (ФГБНУ НЦПЗ)
[2] Межрегиональное общественное движение в поддержку семейных клубов трезвости (МОД СКТ)
[1] Mental Health Research Center (MHRC)
[2] Inter-regional social movement in support of family clubs of sobriety
Москва, Россия, Moscow, Russia
Аннотация: реабилитация людей с психическими расстройствами является важной государственной задачей. Действенную помощь в ее реализации оказывают социально-ориентированные некоммерческие организации. Высокий профессиональный уровень волонтеров-сотрудников таких организаций является результатом подготовки на базе научно-обоснованных программ реабилитации. Важное место в этом процессе занимают психообразовательные технологии, ориентированные на людей в религиозным мировоззрением.
Ключевые слова: психообразование, реабилитация, религиозное мировоззрение, коморбидная психическая патология, холистический подход.
Annotation: rehabilitation of people with mental disorders is an important task of the state. Effective assistance in implementation have socially-oriented non-profit organizations. High professional level volunteers-employees of such organizations is the result of training on the basis of scientifically-based rehabilitation programs. The important place in this process is taken by the psychoeducational technologies focused on people with religious worldview.
Key words: psychoeducation, rehabilitation, religiuos worldview, comorbid mental pathology, ecological approach.
В последние годы в современной психиатрии наблюдается интенсивное развитие подходов, связанных с психообразованием. Исследователями как в России, так и за рубежом отмечается предпочтительность раннего включения этого вида вмешательства в комплекс лечебно-реабилитационных мероприятий уже на этапе становления терапевтической ремиссии, а также необходимость раннего предоставления психообразовательных программ родственникам пациентов. Являясь особым видом психотерапии, психообразовательные занятия способствуют созданию преемственности в структуре единого лечебно-реабилитационного процесса, оказывают положительное влияние на характер психологической и социальной адаптации больных, положительно влияют на соблюдение ими режима поддерживающей терапии и способствуют уменьшению числа регоспитализаций [1].
В современных политических и экономических условиях жизни в России велика роль социально-ориентированных некоммерческих организаций (СоНКО), которые берут на себя стратегически значимые государственные задачи оказания помощи психически больным людям. В такой организации, как правило, основная деятельность по предоставлению помощи выполняется командой волонтеров, которая состоит из профессионалов (врачей, психологов, психотерапевтов, социальных работников), а также специально подготовленных добровольцев. Для предоставления волонтерами психообразовательных услуг надлежащего качества необходима их подготовка на базе научно-выверенной профессиональной программы.
Примером эффективной реализации подобных проектов является опыт работы региональной благотворительной общественной организации «Семья и психическое здоровье», которая была организована сотрудниками ФГБНУ НЦПЗ в 2002 году. Успешная работа организации отмечена наградами региональных и Всероссийских конкурсов [2]. Другим успешным примером сотрудничества институциональной и альтернативной форм помощи психически больным на базе ФГБНУ НЦПЗ является работа Межрегионального общественного движения в поддержку семейных клубов трезвости (МОД СКТ) [3].
На протяжении более чем двух десятилетий на базе отдела по изучению особых форм психической патологии ФГБНУ НЦПЗ оказывается помощь психически больным с религиозным мировоззрением. Значительный опыт накоплен в конфессионально-ориентированной реабилитации психически больных в религиозной общине [4]. В 2017 году авторским коллективом отделения была разработана технология конфессионально-ориентированной реабилитации больных эндогенными психическими заболеваниями с коморбидной патологией [5]. Помощь в рамках технологии рассматривается с позиций современных принципов психо-социальной реабилитации и духовно-ориентированного подхода в реабилитации больных на базе религиозных копинг-стратегий. Религиозность оценивается как духовный копинг-ресурс, привлечение которого способствует формированию и закреплению адекватного копинг-поведения, базирующегося на традиционных духовно- нравственных ценностях [6]. Важное место в рамках технологии уделяется психообразовательным мероприятиям. Теоретической предпосылкой технологии является гипотеза о влиянии различных факторов в этиопатогенезе эндогенных заболеваний, а также появление отдельных данных об ограниченных возможностях медикаментозного лечения [7].
Последние научные исследования указывают на большую эффективность реабилитации в случае опоры на холистический подход, одной из составных частей которого является использование духовного ресурса. Внутренняя наполненность конфессионально-ориентированных программ реабилитации позволяет решать задачи ценностно-смысловой переориентации, наполнения жизненного процесса новыми смыслами, способствует актуализации религиозно-нравственного потенциала, имеющего важное значение в личностном развитии. В реабилитации должны использоваться комплексные меры, дифференцированные на разных уровнях воздействия – индивидуальном, семейном, институциональном или общественном, отдельное место в этой череде занимает также конфессиональный уровень.
Развитие холистического подхода в рамках системы оказания психиатрической помощи способствует увеличению количества служб, альтернативных больничным [8], а также повышение психиатрической грамотности пациентов, членов их семей, населения в целом за счет использования психообразовательных мероприятий [9]. Достаточно новым, но хорошо зарекомендовавшим себя явлением в практической деятельности, является участие в этом движении конфессиональных организаций. Психообразование с целью подготовки специалистов и волонтеров из числа священников, а также лиц духовного звания, позволяет творчески осмыслить подобную деятельность и предложить инновационные технологии в данной сфере.
Указанные выше теоретические предпосылки представляют собой устойчивый базис для успешного развития в России социально-ориентированных служб, оказывающих внебольничные формы помощи пациентам с психической патологии, многие из которых представлены НКО, действующими совместно с конфессиональными организациями и научными учреждениями психиатрического профиля. Использование внестационарных ресурсов помощи позволяет реализовывать новые подходы в обеспечении реабилитационного процесса на базе религиозных приходов Русской Православной Церкви у пациентов, получивших медикаментозную помощь на базе психиатрических клиник и диспансеров.
Опыт работы альтернативной программы амбулаторной конфессионально-ориентированной реабилитации психически больных с коморбидной наркологической патологией, реализуемый в МОД СКТ, имеет принципиальные особенности. МОД СКТ представлена разветвленной сетью реабилитационных групп, представленных семейными клубами трезвости, которые объединены единообразной методологией и преемственностью форм работы. Благодаря такому сочетанию на практике реализуются основные ключевые стратегии холистического (экологического) подхода в реабилитации:
1) Семейный подход в рамках пациент-центрированной стратегии, осуществляемый в работе терапевтического сообщества, помогает в восстановлении у пациентов нарушенных в результате болезни психолого-социальных и когнитивных навыков. Сотрудничество с сообществом специалистов медицинского профиля обеспечивает контроль за состоянием и коррекцию медикаментозного лечения больных.
2) В условиях приходской церковной общины успешно осуществляется стратегия по развитию внешних ресурсов, что является следствием активной социальной поддержки, комплекса духовно-просветительских и нравственно-развивающих мероприятий, осуществления кризисных форм помощи.
Сбалансированное сочетание обеих стратегий у лиц, страдающих хроническими психическими заболеваниями с коморбидной патологией, эффективно способствует решению задач профилактики и реабилитации.
Психообразовательное направление в деятельности МОД СКТ реализуется на базе действующей на протяжении учебного года школы для волонтеров, где осуществляется подготовка специалистов-добровольцев в области помощи пациентам с коморбидной патологией. Прошедшие специальную подготовку волонтеры осуществляют практическую работу в семейных клубах трезвости, задачей которых является помощь больному и членам его семьи в решении возникших проблем.
Психообразовательная работа в школе состоит в предоставлении знаний, формировании навыков и умений, которые помогают в осуществлении своевременной помощи психически больным. Значительное место в образовательной деятельности занимают обучение навыкам трезвого образа жизни. Получение сочетанных знаний в области психиатрии и наркологии, понимание принципов профилактики и реабилитации у пациентов с коморбидной патологией, привлечение опыта технологий, основанных на конфессионально-ориентированных подходах помощи, обеспечивают возможность подготовки специалистов-волонтеров с мультидисциплинарным взглядом на проблему.
Основными задачами психообразовательной работы в школе волонтеров являются:
- развитие соответствующих профессиональных и конфессионально-ориентированных компетенций;
- знакомство с узловыми направлениями современной реабилитации психических и наркологических больных как в условиях в условиях церковно-приходской среды,
- формирование базовых навыков групповой семейной работы у пациентов с коморбидной психической патологией.
Педагогические технологии, реализуемые в школе, направлены на развитие способности понимания тесной зависимости и взаимообусловленности личных и общественных проблем. В работе школы гармонично сочетается первичное ознакомление слушателей с проблематикой коморбидной патологии и концептуальными основами реабилитационной работы. В дальнейшем происходит погружение в профессиональные тонкости работы с клубом как специфическим терапевтическим сообществом.
Преподаватели школы в процессе обучения сочетают доходчивое изложение теоретического материала и демонстрацию приемов и способов, например, мотивационного консультирования или диагностики, проводят тренинги социальных навыков или вариантов ведения диалога. Академический подход в школе предполагает сообщение знаний по следующим направлениям: медицинская психиатрия и наркология, психология семьи и навыки саморегуляции, педагогика здорового образа жизни и педагогика досуга, антропология, этика и аксиология. В работе школы применяются инновационные и технологичные способы обучения (диалоговые беседы, тренинговые семинары, видеофиксация занятия с последующей обратной связью во время занятия, дистанционное изучение материала посредством просмотра видеозанятий).
«Немедицинский» компонент проводимых образовательных мероприятий состоит из двух уровней: первый – обучение профилактическим подходам в условиях функционирования семейной системы, где есть проблемы с психической жизнью ее членов; второй – обучение навыкам проблемно-разрешающего поведения для оздоровления существующих проблем в семье. Духовный компонент образовательной программы помогает в формировании волонтерской позиции, основанной на сострадании, милосердии и братолюбии. Одним из результатов школьного образования является смещение ценностей человека в сторону служения ближнему в ходе формирования христианского сознания, «самопреобразования» человека.
Таким образом, можно констатировать факт, что школа отвечает своим существованием на два запроса современности: и запрос социума на осуществление психообразовательных мероприятий в структуре деятельности организаций сектора социально-ориентированных НКО, и одновременно – запрос личности нашего взрослого современника на развитие через профессиональное совершенствование.
Список литературы:
- Еричев А.Н. Роль психообразовательных программ в системе реабилитации больных шизофренией // Автореф. дис. канд. мед. наук. СПб. 2005. С.109
- Организационные и методические аспекты проекта «Пациент и его семья: от психиатрического просвещения к социальной интеграции». Пособие для профессионалов, работающих в сфере психического здоровья. /Под редакцией проф. В.С. Ястребова. – М.: МАКС Пресс, 2008.
- Бабурин А.Н., Гусев Г.В., Соборникова Е.А., Горячева А.А. Семейные клубы трезвости как метод реабилитации в системе наркологической помощи // Учебно-методическое пособие. – М.: ГБОУ ДПО РМАПО, 2016 год. — 112 с.
- Борисова О.А., Гусев В.В., Дробашенко Т.Г., Пятницкая Л.Н., Слоневский Ю.А., Комисарова С.А. Опыт конфессионально-ориентированной реабилитационной работы с психическими больными, основанной на анализе их религиозного мировоззрения // Консультативная психология и психотерапия. — 2010. — № 3. -С.176-187
- Бабурин А.Н., Магай А.И., Казьмина Е.А., Гедевани Е.В., Болтрукевич М.Д. Технология конфессионально-ориентированной реабилитации больных эндогенными психическими заболеваниями с алкогольной зависимостью. / Материалы Первой Московской Международной конференции «Религиозность и клиническая психиатрия», Сборник научных трудов.– М.: «Сам Полиграфист», 2017 г, С. 96 – 100
- Копейко Г.И., Борисова О.А., Казьмина О.Ю. Религиозные копинг-стратегии в реабилитации психически больных // Доклад на конференции с международным участием «Проблемы психосоциальной реабилитации психически больных с религиозным мировоззрением», Москва, 29 марта 2016 // Психиатрия. – 2016. — №2(70). – с. 40-49
- Ястребов В.С., Митихин В.Г., Солохина Т.А., Михайлова И.И. Cистемно-ориентированная модель психосоциальной реабилитации // Журн. неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2008. — №6. – С. 4- 10.
- Гурович И.Я., Шмуклер А.Б., Сторожакова Я.А. Психосоциальная терапия и психосоциальная реабилитация в психиатрии. – М.: ИД Медпрактика — М, 2004. – 491 c.
- Vladimir Hudolin. Alkohološki priručhnik. – Medicinska naklada, Zagreb, – 289 p.