Мне давно хотелось знать, как работают «Клубы лечащихся алкоголиков» там, где они зародились в 1964 году – в Хорватии. Ведь обучался я методике профессора Владимира Худолина все же в Италии. И вот 23 июля 2008 года представился случай придти на собрание такого клуба в Далмации, существующего в приморском городке Макарска уже четверть века. Адрес я нашел через интернет, связался с президентом клуба Неделько Шипич и, узнав, что идет собрание, тотчас отправился на встречу. В просторном помещении макарского «Дома здравия» уже заседали члены клуба и вели оживленный диалог. Я, можно сказать, свалился им, как снег на голову, хотя и предварительно позвонил, но разговор по телефону был более чем сумбурный, так как мы не могли найти общего языка. На очной встрече мы все-таки кое-как смогли объясниться. Для наших хорватских единомышленников мой визит был явно неожиданным и мои попытки задать массу вопросов на «эсперанто» застали их врасплох. Наконец, мы как-то договорились о встрече через неделю. Зора Барняк, координатор программы в Сплитско-Далмацкой области, обещала найти переводчика.
Встреча 30 июля прошла плодотворно, поскольку появился посредник в нашей беседе в лице украинца, тренера по легкой атлетике Петра Григорьевича Середы, который за 10 лет работы в Хорватии освоил хорватский язык и смог быть неплохим толмачом.
Тут-то я и объяснил нашим хорватским соратникам на поле брани за тревость, что их российские коллеги хотят поднабраться опыта у первопроходцев, что для поднятия духа трезвенников мы нуждаемся в проведении различных совместных мероприятий. Мною была выражена озабоченность нашей разобщенностью. Я говорил о том, что необходимо шире распространять среди людей идеи Владимира Худолина и накопленный нами опыт, так как методология семейных клубов трезвости построена на строго научной основе и действенность ее проверена временем.
Я рассказал, как работают наши клубы, и преподнес собравшимся в знак памяти и благодарности основателю Клубов лечащихся алкоголиков нашу книгу «Вразуми меня и буду жить» с пожеланиями помощи Божией, здравия и радости трезвения.
В свою очередь члены хорватского клуба поинтересовались: помогает ли нам наше государство в осуществлении программы преодоления пьянства и кто нас финансирует? Они были очень удивлены, что нам не оказывается никакой помощи и что обеспечение всей нашей работы целиком и полностью берет на себя приход Никольской церкви в Ромашкове. В Хорватии, сказал Николай Басняк, каждый клуб получает от государства по 1000 евро в год и безвозмезно в пользование предоставляются необходимые помещения.
Поскольку в этот день пришла новая семья, мы вскоре все внимание перевели на нее. Я следил за происходящим и сопоставлял с тем, как проходят встречи у нас. Все очень схоже. Это и понятно, один подход. Огорчало только то, что у них позволяется курить прямо на собрании. В этом, с моей точки зрения, проявляется излишний либерализм. Я заметил так же, как члены хорватского клуба демонстративно принимали внутрь таблетку антабуса (тетурама). В конце встречи, я рассказал о нашей русской специфике: вместо таблеток мы совместно молимся и те, кто пожелает, дает перед Богом и товарищами обет трезвости. Я увидел, как одобрительно закивали головами руководители и члены клуба.
На прощание мы сфотографировались, мне вручили образец грамоты, выдаваемой трезвенникам по прошествии нескольких лет воздержания, последний номер журнала Alkoholoski Glasnik, издаваемый Загребской ассоциацией клубов, а также фотографии совместно отдыхающих членов Клуба лечащихся алкоголиков из Макарска. С взаимными добрыми пожеланиями мы распрощались до будущих встреч.
По материалам сайта МОД СКТ