• DanishEnglishItalianNorwegianRussianSerbian

Помощь в беде, общение единомышленников

Проблемы алкоголизма и наркомании, вопросы профилактики обусловленного этими недугами девиантного поведения молодежи, а также перспективы укрепления трезвого образа жизни среди жителей России сегодня активно обсуждаются в нашем обществе. Церковь и государство предпринимают усилия для того, чтобы сформировать целенаправленную стратегию для решения сложных вызовов современного мира. Как предотвратить распространение алкогольной и наркотической угрозы? Эффективны ли будут запретительные меры − например, принятие очередного «сухого» закона? Или больший эффект будут иметь просвещение населения, объяснение тяжести последствий от приема психоактивных веществ, совершения психоактивных действий?

Необходимо признать, что в окружающей нас действительности алкоголесодержащие напитки представлены в самом большом разнообразии. Потому-то многие граждане нашей страны задаются вопросом: как быть с теми, кто уже стал зависимым и тем самым превратился в жертву войны сил злобы поднебесной с человеческим родом?

Осенью 2013 года в Русской Православной Церкви опубликован проект документа «Концепция Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма». Согласно ему, одним из действенных видов помощи является организация на приходах семейных клубов трезвости (СКТ). Они работают в нашей стране уже двадцать лет, члены клубов исходят из того, что пристрастие к вину, к наркотикам, к другим формам химической зависимости или психоактивным действиям требует адекватной случившемуся помощи. Её можно осуществить силами приходского батюшки и небольшой группы энтузиастов-помощников, обладающих, может быть, не глубокими, но необходимыми познаниями в области наркологии, психологии общения и традиционного семейного уклада. Крайне важно, что у этих помощников может и даже должен быть собственный опыт преодоления пагубного пристрастия. При этом первостепенное значение имеет условие, чтобы участники семейных клубов трезвости, помимо стремления к трезвому образу жизни, имели бы желание стать православными христианами.

Те, кому когда-либо приходилось быть «белой вороной», знают, как непросто находиться среди людей, от которых в любой момент в ответ на неосторожно произнесенную фразу ждешь осуждающего взгляда, а в обращенных к тебе словах пытаешься отыскать «двойное дно». Увы, так в большинстве своем случается и в семьях страждущих, стремящихся найти помощь вне церковной ограды. Привычка обвинять себя и окружающих в сложившейся ситуации психологического напряжения, а также сформировавшийся навык обороняться от всех «внешних» попыток проникнуть в мир собственных внутренних переживаний приводят к печальным результатам: включение подобных семей в естественную приходскую жизнь становился крайне затруднительным. Так и ходят страждущие и их родственники по православным психологам и консультантам при немногочисленных приходских обществах трезвости и, не будучи «понятыми» православными специалистами, люди обращаются за помощью, предоставляемой светскими организациями при том, что чаще всего за привычной формой групповой работы с проблемой зависимости стоят иная, чем в Православии, духовность и иные принципы взаимоотношений внутри семьи.

Поэтому-то и важен опыт, отмеченный в проекте Концепции Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма. Приходской семейный клуб трезвости организует общение семей, объединенных общими проблемами. При этом такой клуб, являясь частью приходской общины, живет по тем же духовным законам, что и весь приход, участвуя в его жизни и принимая участие в трудовых и творческих процессах. По сути, семейный клуб трезвости помогает людям, еще недавно отделенным от Матери Церкви по причине греховного пристрастия, стать ее верными чадами.

Создать такой клуб довольно просто. Для его работы от настоятеля не требуется серьезных материальных затрат: необходимо небольшое помещение (лучше, если оно будет являться трапезным), где один раз в неделю будут проходить встречи единомышленников. Во время общих бесед за чашкой чая люди смогут обсудить накопившиеся в их жизни проблемы, предложить пути преодоления сложившихся трудных жизненных ситуаций, поделиться собственным опытом преодоления или, как говорят психологи, совладания со страстью.

Следующим шагом является привлечение к работе в таком клубе прошедшего подготовку ведущего. И в этом большим подспорьем может стать опыт ныне существующих семейных клубов трезвости, объединившихся в уже достаточно разросшееся волонтерское Межрегиональное общественное движение в поддержку семейных клубов. На основе этого движения в июле 2013 года по благословению управляющего Северным и Северо-Западным викариатствами Московской епархии архиепископа Егорьевского Марка на базе Патриаршего подворья − храма Всех святых на Соколе − был создан Координационный центр по противодействию алкоголизму и наркомании Северного московского викариатства. Руководителем центра стал иерей Алексий Авдюшко.

А в октябре-декабре, опять же по благословению владыки Марка, начали действовать курсы по подготовке руководителей приходских семейных клубов трезвости.

Специалистами Координационного центра была разработана программа обучения, которая включила в себя лекционные и семинарские занятия с ведущими наркологами, учеными, общественными деятелями в области противодействия алкоголизму и наркомании, а также укрепления трезвого образа жизни. Уже только список лекторов способен поразить людей, знающих реабилитационную тематику. С докладами перед слушателями курсов выступили доктор медицинских наук, руководитель отделения НИИ психиатрии РАМН А.В. Немцов; доктор медицинских наук, руководитель отделения реабилитации НИИ наркологии Т.Н. Дудко; кандидат медицинских наук, доцент кафедры наркологии НИИ наркологии Е.А. Соборникова; кандидат психологических наук, ученица известного православного психолога Тамары Флоренской М.Ю. Колпакова; кандидат психологических наук, руководитель православного психологического центра «Семейное благо» И.Н. Мошкова; кандидат химических наук, ответственный секретарь Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» диакон Иоанн Клименко. Опытом работы поделились педагоги и психологи, а также ведущие уже действующих клубов Межрегионального общественного движения в поддержку СКТ. Среди них − бакалавр теологии и клинический психолог Е.Ю. Иконникова, кандидат педагогических наук, историк трезвенного движения Г.В. Гусев и, наконец, руководитель Межрегионального движения протоиерей Алексий Бабурин.

Слушателями курсов стали более 60 священнослужителей и мирян из нескольких епархий Русской Православной Церкви. За восемь четырехчасовых занятий они смогли освоить основные научные и методологические принципы организации и работы семейных клубов трезвости на приходах. Работа курсов вызвала живой отклик среди участников – люди задавали много вопросов, подолгу беседовали с докладчиками по завершении основного времени занятий. Кульминацией стало написание итогового реферата и вручение сертификатов о прохождении курсов подготовки ведущих СКТ, состоявшееся 10 декабря.

Таким образом, все заинтересованные в дальнейшем распространении опыта семейных клубов трезвости на своем приходе смогли получить достаточный объем знаний, который можно развивать в части дальнейших практических навыков при деятельном участии уже действующих специалистов.

Очевидно, что для решения одной из сторон проблемы народного пьянства и наркомании существует успевший себя зарекомендовать деятельный инструмент, предполагающий сочетание современного научного подхода и традиций Русской Православной Церкви. Основный принцип был заложен еще в IV веке святителем Иоанном Златоустом: «Составляй, человек, товарищества для того, чтобы истреблять страсть к пьянству». А ещё святитель писал: «В болезнях телесных, если больной смотрит на (других) больных, он чрез это увеличивает свою болезнь, а часто получает и новую болезнь: например, некоторые, увидя больных глазами, и сами получали болезнь от одного взгляда. Но в болезнях душевных не так, а напротив: частое размышление о потерпевших одинаковые с нами бедствия облегчает для нас скорбь о наших бедствиях.  … А общение в страданиях доставляет скорбящим утешение: как терпеть одному какое-либо бедствие есть безотрадное несчастие, так найти другого, удрученного такими же бедствиями, значит облегчить свою рану» (Беседа четвертая. О покаянии и молитве).

В XIX веке эти слова святителя были подтверждены в научных изысканиях русского психиатра С.С. Корсакова и основателя церковно-приходских школ, народного рачителя о трезвости С.А. Рачинского. В XX столетии дальнейшее развитие этого подхода нашло отражение в трудах ученого и врача-психиатра Владимира Худолина, а уже в конце XX − начале XXI века нашла продолжение в работе приходских семейных клубов трезвости под руководством протоиерея Алексия Бабурина.

Те, кому приходилось заниматься трезвеннической деятельностью знают: для такой работы необходима решимость. А это, в свою очередь, является предпосылкой к обретению мужества в процессе духовно-нравственного совершенствования личности и следования по пути ко спасению.

Андрей Магай

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *